Rambler's Top100 Сетка непроторенных дорог
| Главная | Конференция | Гостевая | E-mail |
Большая прогулка
Москва-Киев-Одесса-Хотын-Черновцы-Косов-Ворохтинский перевал-Яремче-
-Яблуницкий перевал-Рахов-Ворохта-г.Говерла-Манявский скит-Долина-оз.Синевир-Львов-Киев
2-7 мая 2000 года

Эта поездка вышла самой длительной из всех моих путешествий по Украине. Цель - за неделю показать жене Карпаты, и, по-возможности, посетить Одессу, в которой никто из нас еще ни разу не был. Из приготовлений было сделано только одно - забронирован лучший номер в турбазе на оз.Синевир, что в самом сердце Карпат. Машина - проверенный временем и километрами ВАЗ-2107.

Из Москвы выехали 2 мая в 5 часов утра. Маршрут до Киева вполне традиционный для меня: по М3 до Брянска, затем по М13 до Мамая, откуда и свернули на Климово и дальше к погранпереходу "Три сестры", что находится в точке схождения границ России, Украины и Белоруссии. Таможенные дела заняли обычные 40-45 минут - поток едущих навстречу друг к другу на праздники (а тут еще и Пасха выпала) родственников и друзей, оказавшихся как-то враз в начале 90х иностранцами друг для друга, уже спал, хотя еще за два дня до этого даже на почти всегда тишайших "Трех сестрах" люди выстаивали по 5-8 часов, чтобы миновать кордон.

По Украине через Городню и Седнев выехали к Чернигову и в Киеве были к 16 часам местного времени. Отдохнув с дороги, вечер провели в местном "John Bull", что на ул.Саксаганского, попивая бочковой "Гиннесс" и вкушая великолепно приготовленную свинину "По-дижонски".

Утром 3 мая ранний подъем. Выезд снова в 5 утра. Цель - Одесса. Денек не задался - ночью "пионэры" разбили форточку задней двери нашей машины. Что самое интересное - ничего не взяли вообще, хотя видно, что шастали по салону. Выгребли осколки с сиденья, завесили брешь кожаной курткой и вырулили из двора. Утренняя свежесть еще спящего Киева и цветущие повсюду огромными свечками каштаны сглаживают расстройство по поводу произошедшего. Решаем ехать так, рассчитывая вставить форточку в каком-нибудь сервисе по дороге. Не успели вырулить у Золотых Ворот на Володимирскую - тормозят ДАИшники. 5-30 утра, еще мятые спросоня фэйсы в машине с москальскими номерами и разитой форточкой явно наводят их на мысль, что накануне гостям столицы Нэзалэжной "вечер удался" - и меня просят усерднее дуть в трубочку. Однако, если последнее, что было выпито - это две кружки "Гиннесса" под мощнейшую закуску за 8 лишним часов до такой проверки, то - сколько ни дуй - прибор ничего интересующего ментов все равно не покажет. Слегка раздосадованные, дайцы находят в себе силы посочувствовать разбитому стеклу и пожелать счастливой дороги с непременным напутствием быть осторожней в пути...

Ехать через весь центр не хочется и я сворачиваю на Хмельницкого вниз к Крещатику. Еще раз налево, пустынная главная улица Украины, Европейская площадь с пафосным отелем "Днипро", стадион киевского "Динамо", парковая аллея и, наконец, затяжной спуск к Надднепровскому шоссе. Дальше все время по нему вдоль величественного Днепра до начала объездной. Огибаем город с юга и вот уже развязка с проспектом 40-летия Октября - он же дорога на Белую Церковь и Одессу. На выезде пост ДАИ - на этот раз ограничиваются проверкой документов. После осознаю, что спросоня забыл заправиться на "Этрексе" (лучшая сеть АЗС в Киеве) или хотя бы на УкрТатНефти (тоже вполне надежная сеть) - заливаю полный бак на каком-то комплексе в 10-15км после выезда из города. Лучше бы я этого не делал - бензин отвратительный.

Дорога до Белой Церкви великолепна - все удобства автобана и красивая холмистая местность с лесами да лугами. Проезжаем реку Рось - по одной из версий, русские племена стали "русскими" с момента поселения в этих местах. Верится с трудом, но все равно символично. Автобан резко заканчивается перед Жашковым. 7:30 утра, решаем подкрепиться мясом в горшочках, что продается у дороги на въезде в город. Мяса мало, картошки чуть больше, горшочки жгут пальцы. Ничего впечатляющего, но с утреца в качестве легкого завтрака - весьма... После Жашкова трасса приобретает стандартный для "федеральный трасс" Украины постсоветского периода вид: обычная двухполоска периодически перемежается участками (от нескольких км до нескольких десятков км) "а-ля автобан" - что при СССР построили, то построили... сейчас бы имеющееся не развалить... Тем не менее такая "пестрота" все же скрашивает движение, давая некоторую передышку от постоянной необходимости обгонять массовый грузовой транспорт...

На въезде в Умань у первого же перекрестка с желтой АЗС справа по ходу видим вывеску "Готель". Останавливаемся, чтобы узнать цены. Лучший двухкомнатный номер стоит меньше 20$. Бронируем его и едем в Одессу. 60км дороги по Черкасской и Николаевской областям вызывают искреннее сочувствие к подвеске. За 130км до Одессы снова начинается автобан, о неприятном покрытии быстро забывается. На посту ДАИ нас тормозит жезлом непонятная личность в цветастой рубашке и "разводит" на оплату за въезд в курортную зону. Цена - 25$! Сотрудники ДАИ, стоящие рядом, делают вид, что это их не касается. Не желая препираться - платим и уезжаем, хотя не стоило, конечно. Самоуправство чистой воды, не соответствует ни одному закону Украины.

Одесса. Купив на автовокзале карту, пытаемся определить: где купить форточку и в какой сервис заехать, чтобы потерять минимум времени и денег. Не удалось. В Одессе все улыбаются сквозь столбы пыли, гоняемые по улицам майским легким бризом, но никто толком ничего не говорит. На поиски нужной запчасти уходит около часа времени (правда, надо сделать скидку на выходные все же...). В конце-концов нужную форточку находим в магазине, расположенном на... Малой Арнаутской улице!!!.. Да-да, именно на той улице, где, по утверждению Оси Бендера, делается вся настоящая контрабанда... JJJ Делать нечего, покупаем форточку в сборе за 30 гривень (около 160руб.). Заезжаем в уже присмотренный сервис (где нам пальцем и показали, где примерно искать нужный магазин, не припомнив при этом название улицы...) - оставляем машину и идем в близлежащее кафе. Форточку меняли 1,5 часа!.. Даже кофе в кафе кончился... Наконец, дело сделано - момент расплаты... Цену объявляют в 70 гривень (около 400руб.). У меня чуть челюсть не отпала - за 40грн. в Киеве мне перекидывали все шаровые и рулевые, а в Брянске за срочную замену точно такой же форточки (разбило как-то по дороге камнем из-под грузовика) взяли всего 150руб. Нда... Одесса - город "юмористов". Конечно, стоило сразу оговоривать цену, так что и сам болван. Понадеялся на свой украинский опыт по ремонту машины - все работы всегда и везде были значительно дешевле, чем в России...

Повсеместная пыль и "шутки" сервисменов начинают делать свое дело - город нам почти уже откровенно не нравится. Решаем преодолеть скопившийся негатив и едем к Морвокзалу. Ставим машину под эстакадой за символическую плату в 1грн. и идем гулять. Поднимаемся к знаменитой скульптуре Дюка по не менее известной Потемкинской лестнице. Почему-то в первую очередь вспоминается комедия "Де-жа-вю", а не классика отечественного кинематографа начала 20 века - влияние столицы юмора?.. Лестница в порядка, скульптура тоже. Окружение, правда, глаз не слишком радует - заколоченные окна погоревшего театра, облупленные стены прочих зданий, некогда выполнявших роль респектабельных присутственных мест. Пара унылых переулков, скрашиваемых лишь ласковым черноморским солнцем и мы на Дерибасовской - местном "Арбате".

Тут да в окрестных переулках жизнь бьет прогулочно-туристическим ключом. Мощно цветет сирень, повсюду столики с сувенирами - от московских матрешек до гуцульских топориков - и, конечно, традиционные для таких мест выставки-продажи местных художников. Не знаю уж, шли ли дожди в этот день на Брайтон-Бич, но на Дерибасовской 3 мая погодка стояла отменная. Не ниже +25°С. Часовая прогулка пошла на пользу - настроение улучшилось настолько, что нам удалось даже заставить себя найти-таки проезд к морю, что совсем не так просто, как может показаться вначале. Уехать пришлось аж за "Фонтаны" - почти на окраину города. Ближе к центру - многокилометровая портовая, а затем промышленная зоны. Картину усугбляла просто отвратительная организация движения в городе и порядком разбитые дороги. Тем не менее, удалось найти выезд к пляжу и "поздороваться" с Черным морем - последний раз на его берегах я был 3 с лишим года назад, в Сочи, а Ирина и того раньше, правда, в Крыму... Ветер, солнце, прибой, загорающие-отдыхающие - все, как и положено на море. Только вода, конечно, еще совсем холодная - никто не купается, а мы так даже не решаемся традиционно "помочить ножки"... Покидав на прощанье монетки в волны, вернулись к машине и, взглянув на часы, решили, что начало пятого - весьма подходящее время, чтобы убраться из так и не привлекшего нас города и попытаться принять решение: едем в Черновцы через Молдавию или обратно в Умань, где до 22 часов нам обещали держать бронь на прельстивший нас "люкс".

Выбраться от пляжа на трассу по тягучему траффику через весь город у нас потребовало чуть меньше часа времени. Около 17:00 на посту ДАИ интересуемся возможностью проезда напрямую через Молдавию. Вердикт местных - не стоит платить почти 100$ молдавским властям за транзит, чтобы попасть в Черновцы. Да и конфликт в Приднестровье не добавляет оптимизма. Учитывая забронированный люкс в Умани, соглашаемся с аргументами и едем обратно на север. Ночлег оказался вполне приятным: большой чистый номер, обильный и недорогой ужин, охраняемая парковка.

4 мая вновь ранний подъем. Еще затемно пытаемся приободриться кофеем в трактире, что через дорогу от "готеля", и с рассветом - раньше 5 утра - выезжаем в сторону Винницы.

Километров через 20 после поворота на нее видим тяжелую аварию: в кювете валяется фура, причем ее прицеп оторвался и завалился на кабину водителей, полностью ее смяв. Повсюду разбросаны обрывки упаковочного картона. Рядом уже запарковано несколько разнокалиберных фур. Ни ДАИ, на скорой не видно, как не видно и суеты - случилось все, видимо, несколько часов назад. Последствия засыпания за рулем - картина не из приятных...

У Немирова - родины известной "Горiлки медовой з пэрцем" - сворачиваем на Могилев-Подольский. Дорога почти пустая, с хорошим покрытием. Удивляет полное отсутствие грузового транспорта. Причина явления выяснилась чуть позже - на подъезде к Днестру и потом вдоль него маршрут изобилует такими крутыми серпантинами, спускающимися в долины притоков пограничной реки, что фурам здесь просто не повернуть. Наблюдали, как случайно, похоже, попавший сюда бортовой КамАЗ с тентом в 3-4 захода поворачивал на одной из таких "петель".

В Дунаевцах берем курс на Черновцы. На границе Каменец-Подольского района оборудован пункт отдыха: харчевни, тенистые курени, есть эстакада. Миновав Каменец-Подольский с впечатляющим видом на скалистый каньон р.Смотрич, через 35км оказываемся на кольцевом перекрестке у города Хотын, чья главная достопримечательность - Хотынский замок, бывший опорой Галицко-Волынского княжества с XII века. Направо - магистральная объездная города, прямо (по кругу, конечно) - в Хотын. К замку нам бы, конечно, стоило повернуть налево через полтораста метров сразу у первой автобусной остановки слева. Но, поскольку мы не в курсе, где искать замок, то проезжаем дальше по городу и понимаем, что едем не туда, лишь когда видим знак "Конец населенного пункта". Разворачиваемся и медленно едем обратно. Однако, как выяснилось впоследствии, замок не виден, если ехать по городку с юга на север. Проехав 2/3 пути до кольцевого перекрестка, понимаем, что без "языка" не обойтись и расспрашиваем местного жителя на велосипеде. Местный диалект далек не только от русского, но и даже от суржика - современной смеси украинского с русским, коей часто пользуются в Киеве. С трудом понимая некоторые слова, больше ориентируемся на жестикуляцию "языка": "назад - налево - вниз - зиг-заг - на месте!.." Благодарим, разворачиваемся и через несколько десятков метров сворачиваем на неприметную улочку, ведущую вниз, к Днестру. Ехать около километра. Асфальт разбит, иногда просто грунтовка, изрезанная дождевыми потоками. В конце, у разрушающегося памятника славянской культуре - парковочная площадка и киоск с теткой - проехать на машине к самому замку стоит 50коп. с каждого члена экипажа...

Расставшись с гривней, аккуратно огибаем редут и протискиваем машину в узкую арку. За аркой кончается брусчатка и начинается грунтовка - довольно крутой спуск, усеяный повсеместно огромными валунами. Радуюсь, что у машины газовые амортизаторы - это немного увеличило клиренс и, заодно, не дает машине лишний раз резко "кивать" передком. Но за картер двигателя все равно слегка боязно. Все обходится и мы ставим машину у русской церкви, откуда открывается едва ли не лучшая панорама на замок. В церкви ныне краеведческий музей. В тот день, к нашему сожалению, он оказался закрыт...

Замок был опорой Галицко-Волынского княжества с XII века. Каменным стал с века тринадцатого. В "нынешнем виде" стоит со второй половины XVI века. Замком по-очереди владели: приднестровские князья, поляки, Турция, Россия. Не избежал замок и потрясений Второй мировой. Наши дни молодости ему, увы, не добавляют - тем не менее, до сих пор хорош! Очень впечатляет... Самой крупной битвой в истории замка стало сражение в 1621 году между объединенными отрядами славян и непобедимыми до того турками. "Наши", как и положено, победили, сняв турецкую угрозу со стран Центральной Европы. Однако эта битва стала последней для известного гетмана Петра Сагайдачного, тяжело раненого в бою и умершего по дороге в Киев...

Замок расположен на высоком правом берегу Днестра. От стен замка открываются великолепные виды на сам Днестр и его левый берег. С противоположной от Днестра стороны замок окружал довольно глубокий ров. Сейчас по дну этого рва пролегает тропинка для туристов и... местных пастухов, гонящих коров на выпас. Вокруг замка сохранились остатки дополнительных оборонных сооружений: стены и несколько воротных башен, через одну из которых мы проехали только что на машине.

Внутреннее пространство замка изобилует перепадами высот. Иногда - очень большими. Видели входы в подвалы с крутыми лестницами. Без хоть какой-либо предварительной информации о том, что в них находится, лезть не рискнули. Выглянули из огромной бойницы в стене, обращенной к Днестру - захватило дух. Будто вмиг оказались на высоте 7-8 этажа. В центре двора находится, видимо, бывший колодец. Его диаметр около 3 метров, глубина... глубина приличная - ни черта не видно, но камешек, брошенный внизь, летел секунд 5-6... Лобного места в замке нет - приговоренных к смерти просто сбрасывали со стены...

В прогулке по замку и вокруг него незаметно уходит больше 1,5 часов. Пора "ускоряться" - до темноты надо поспеть в Яремче, а ведь еще хотим навестить по пути знакомых кушниров в Косове.

Выбираемся обратно в город на дорогу и поворачиваем налево, в сторону Черновцов. На выезде из города, у примыкания хотынской объездной, большая АЗС "Черновцынефтепродукт". Решаем заправить полный бак (впоследствии не пожалели - хороший бензин...).

На подъезде к Черновцам - сразу после с.Магала - гигантский (по диаметру) круговой перекресток. Не разбираемся на ходу в указателях и уходим с круга как бы дальше по прямой. Проехав с десяток км понимаем, что Черновцов тут явно нет. Разворачиваемся на окраине какой-то деревушки едем назад к кругу. Сзади приближается "Джетта". У нас скорость около 100км/ч, "Джетта" висит на бампере, периодически пытаясь обогнать нас. Но шоссе узкое и много встречных машин. Наконец, "Джетта" делает рывок чуть не в лобовую с каким-то грузовиком... Матерясь в полголоса, бью по тормозам. Смотрим с Ириной в пролетающий слева "народный вагон" и открываем рты - в "Джетте" две бабульки в очках и повязанных платочках такого возраста, в каком не всегда увидишь их ровесниц, просиживающих день-деньской на лавочках у подъезда. Причем та, что за рулем, в момент обгона не только не напрягаясь ведет машину, но еще и в полоборота к своей товарке что-то увлеченно ей рассказывает!.. Видать, не только любви все возрасты покорны... J

На круге, наконец, выбираем нужное направление на Черновцы и, миновав ж.д.переезд, оказываемся на жутко узком и весьма длинном мосту через Прут. Причем преимущество в движении у тех, кто едет из города - отсюда и небольшая пробка. Кое-как разъехавшись во встречными, вползаем в "Карпатский Париж", как когда-то именовали Черновцы за архитектуру и едва уловимую атмосферу легкости и беззаботности...

Прогулка по городу не входит в наши планы. Единственное, что делаем - покупаем в магазине дополнительные фотопленки, поскольку неподрасчитали "домашние запасы". Карты города на руках нет, поэтому приходится попетлять по узким улочкам (нередко - с одностронним движением) старой части и переплетенным проспектам и бульварам новой. Методом неоднократного "взятия языка" находим дорогу сначала к Черновицкому рынку (искали крепкий клей, чтобы склеить неожиданно отошедшую подошву Иркиной кроссовки), а затем и выезд на Сторожинец. Что впереди - не совсем понятно. Останавливаемся у поста ДАИ и справляемся у блюстителей порядка о качестве предстоящей дороги. Ответ обнадеживает: "Везде асфальт, никаких проблем..."

Дорога на Куты долго и довольно уныло идет по ровному плато, но у самого Черемоша вмиг срывается вниз на серпанитин, открывая шикарную панораму ущелья, густо поросшего карпатскими "джунглями". Аж дух перехватило!..

Вскоре Косов. Город знаменит базаром, работающим по вторникам и субботам с 6 до 9 утра. В обилии представлены изделия гуцульских промыслов и ремесел. Цены заметно ниже, чем на рынках, расположенных в основных туристических точках Карпат. В окрестностях города живет много кушниров, мастеров по выделке киптарей - национальной гуцульской одежды из кожи и козьей шерсти. С одной семьей кушниров я познакомился еще осенью 1999 года, в одну из первых поездок в Карпаты. Хотели навестить их сейчас, но плутания по Черновцам заметно отняли время и силы - решаем ехать напрямую в Яремче. Тем более, что в горах темнеет рано, а маршрут через Верховину - классический образец горной дороги, которая вьется вдоль р.Черный Черемош с перекинутыми между берегами подвесными мостиками и крутым серпанитном взбирается на высоту 970м - Ворохтинский перевал.

После перевала интенсивный спуск. Совсем рядом Говерла, высочайшая (2060м) точка Горган. Горганы - местное название каменных россыпей, вызванных обледенением гор в древности. Решаем посетить ее завтра, а сейчас проезжаем мимо и вскоре оказываемся в с.Кременцы, где упираемся в дорогу Ивано-Франковск - Рахов. Поворачиваем направо и через 15 с небольшим км въезжаем в Яремче.

Яремче для меня с самой первой поездки - любимое место в Карпатах. Городок всегда был центром туризма и имеет большие возможности по его развитию. Денежек бы сюда влить, как следует... Расположившийся на склонах вдоль дороги, вьющейся в лесистом ущелье, по которому несет свои воды неширокий, но бурный Прут, Яремче представляет из себя классический карпатский городок с весьма живописной архитектурой. Даже современные постройки, включая гостиница и дома отдыха построены на ее элементах и оттого весьма удачно вписываются в окружающий ландшафт.

Едва въехав в город, съезжаем вниз налево к дому отдыха "Яремче", где без проблем (постояльцев почти нет) и недорого (меньше 20$ в сутки) снимаем на 2 ночи уютный 2-комнатный еврономер. Из постоялых дворов в Яремче есть еще трехзвездочный гостиничный комплекс "Карпаты". Но цены там заметно выше - обычный "дабл" стоит от 40$. Разместившись, успеваем съездить к расположенному неподалеку водопаду, подкрепиться в расположенном рядом кафе да мельком пробежать по закрывающемуся (солнце давно ушло за горы и быстрое темнеет) рынку гуцульских ремесел...

5 мая. На 4-й день путешествия у нас "выходной", решаем спать на всю катушку. Однако горный воздух дает быстрое восстановление сил и в 10 утра мы уже снова бродим по рынку. Вообще-то в Яремче два рынка. Один стоит прямо на трассе на въезде в город со стороны Надвирны и работает круглосуточно. Но и цены там чуть выше. Другой - у Яремченского водопада. Вот здесь-то я и "попал", отпустив Иришку к прилавкам... Шкатулки, бусы, браслеты, серьги, посуда. Все это из бука, ореха, груши, сливы, горного хрусталя, авантюрина, кошачьего глаза, гематита...Из всего, что в обилии дают человеку Карпаты. Устоять невозможно!..

Покидав в машину покупки, немного прогулялись по окрестностям, "познакомившись" с местной скотиной :) Вообще, надо отметить, что скотины у карпатских жителей весьма много. И ведет себя эта скотина иногда, как форменная "скотина": выползает на дорогу большими группами, жует упавшее с проехавшего трактора сено на мосту. В общем, живет, как хочет и очень даже хорошо себя там чувствует. Отчего добреет и ждет того же и от людей... J

После рынка едем на Яблуницкий перевал. Выбрались на трассу Ивано-Франковск-Рахов в сторону Кременцов, откуда приехали накануне. Справа въется ж.д., весьма живописно уходящая сквозь гору в туннель, соединяя дикую природу и человеческие технологии... Решаем сфотографировать и долго ругаемся с дедом-вохровцем, выскочившим с винтовкой времен Суворова из будки у тоннеля. В результате плюнул и сфотографировал так. Дед рванул в будку и начал куда-то звонить - мы с Ириной рванули в машину и, на всякий случай, убрались по-дальше...

Проскочили Кременцы и перед самым началом подъема на Яблуницкий перевал справа по ходу - "Колыба". Работает с 12 до 23. На часах начало первого и мы останавливаемся. Хочется плотно перекусить, решаем пообедать, учитывая, что впереди - прогулка на Говерлу и к скале Довбуша.

"Колыба" это традиционное название хижины бокорашей - карпатских лесорубов, сплавлявших лес по горным речкам. После повалки леса и его, в полном смысле этого слова, "экстремального" сплава в закарпатские долины, в колыбе они могли отдохнуть, обсохнуть и согреться, выпив горячего вина и обильно закусив плотной жирной пищей...

Заходим. Заказав супчики, шашлык и кофе напоследок, с разрешения хозяев делаем с Ириной несколько фотоснимков. Внутренний интерьер "Колыбы" выдержан в классическом для таких заведений стиле: стены - в шкурах и чучелах птиц и животных, "мебель" - распиленные стволы деревьев. Посередине помещения - каменный очаг, где постоянно горит огонь. Огромный зонт вытяжки подвешен под сводами потолка, выполненного в виде конуса. Кстати говоря, запах дыма в колыбе практически полностью отсутствует. Необходимо заметить и то, что даже в жаркий день (тогда, например, было около +25°С), без огня внутри Колыбы было бы немного прохладно. Маленькие окна в самом верху; основное освещение - от огня и распахнутой (если тепло на улице) двери...

Шашлык из свинины оказался весьма вкусным, но я люблю более зажаристый и свою порцию "довожу до кондиции на очаге...

А еще... Еще, возможно, там можно встретить приведение... Ничего подобного в тот момент глазами мы не наблюдали!!! Это не дым от потрескивающих в очаге дров, который, как уже упоминал, вполне эффективно удаляется через гигантских размеров вытяжку. А вот фотоаппарат зафиксировал "нечто" такое, что в этих довольно глухих местах лишь добавляет впечатления... Впрочем, это мог быть, конечно, и дым от моей сигареты, которую я, возможно, держал в левой руке. Но я лично этого не помню...J

От колыбы до перевала - чуть больше 10км и мы быстро преодолеваем их. На Яблуницком перевале (921м) смотровая площадка с великолепным видом на все еще заснеженные вершины Карпат и небольшой гуцульский рыночек. Выбор по сравнению с Яремченскими значительно меньше, но и цены дешевле. Снова не удержались от покупок, купив гуцульские топорики, бывшие некогда, в первую очередь, боевым оружием. Даже их сувенирными образцами вполне можно проломить черепушку...

Спустившись в Закарпатье, в Ясыне упираемся в КПП - погранзона советских времен. В будке пусто, в объезд шлагбаума накатана обочина. Дорога до Рахова вдоль Тисы живописна, но сильно разбита. Совсем недавно здесь был мощный паводок. На кустах висит разнообразный мусор. На стволах деревьев - следы уровня воды. После д.Квасы занятная картина: справа от дороги и выше ее метров на 5 идет ж.д.ветка, впереди уровни автомобильной и железной дорог сходятся и мы видим предупреждающий знак "Неохраняемый ж.д.переезд" (паровозик в треугольнике). Но при этом энак закреплен в перевернутом на 1/3 положении и паровозик как бы падает вниз, за что знак был моментально окрещен в "Острожно! Падающие паровозы!", что становилось особенно актуальным, учитывая, что ж.д.ветка находилась аккурат почти над нашими головами... J

Апофигей разитого покрытия наступает в Рахове - гигантская лужа в пару десятков метров на щебеночной дороге, обочины - в ямах. Останавливаемся в раздумьях - ехать ли дальше?.. Но, понаблюдав, как местные машины преодолевают это препятствие, следуем их примеру. Все благополучно разрешается и мы проезжаем через весь город. На выезде - знак "STOP" и нас останавливает патруль украинских пограничников. В глазах, увидевших российские номера, неподдельное изумление. Проверили документы, поинтересовались, откуда мы? Узнав, что из Москвы - удивленно зацокали языками. Такие туристы здесь большая редкость. Перебросившись парой фраз и стрельнув сигарет, пожелали счастливого пути.

Проехав 6-7км за Рахов мы оказались в центре... Европы! Здесь установлен мемориальный геодезический знак, свидетельствующий, что вы находитесь в географическом центре европейского континента. Отметив такое событие фотографированием, проехали вперед еще около 15км - где Тиса делает крутую излучину. У дороги - пограничный столб, перекрашенный после советских времен в цвета Украины. Противоположный берег - Румыния. А ведь еще 10 лет назад попасть сюда можно было бы только по командировке или через приглашение родственников, пройдя бесчисленные инстанции КГБ.

Возвращаемся обратно через перевал и поворачиваем на Ворохту - горнолыжный курорт и тренировочную базу "летающих лыжников", о чем напоминают три огромных трамплина. Через 5км отворотка на Говерлу. Асфальт здесь когда-то был, но сейчас удобнее объезжать ямы по обочинам. КПП Карпатского национального заповедника. Ехать дальше нельзя. Но несколько гривень "на развитие заповедника" поднимают шлагбаум и мы углубляемся в дебри Горган по каменистой дороге, вьющейся вдоль бурного ручья, имя которому - Прут. На высоте около 1600м - заброшенного вида турбаза, разворотная площадка, часовня и деревянный указатель на Говерлу. Дорога дальше такая, что не всякому внедорожнику по плечу. Оставляем машину и идем пешком.

Подниматься пешком на вершину Говерлы, преодолевая оставшиеся ~500 метров по вертикали, довольно долго: тропа петляет по ее склонам натуральным серпантином около 4 километров... Вполне дикий лес, тишина, нарушаемая лишь пением птиц, да шумом очередного немного бурного по сезону горного ручья... Пропетляв около 3км, упираемся в снежную гряду, полностью перерезавшая тропу, похоже на "след" от лавины. Интересно, это груда снега за лето-то растает или нет?.. Тут, боюсь, даже внедорожник будет бессилен. По крайней мере, сейчас. Снежная гряда довольно скользкая, имеет высоту от 1,5 до 3-4 метров, приличный наклон и заканчивается обрывом на самом краю тропы. Мы с Ириной обходили ее по этому самому краю, рискуя соскользнуть вниз по крутому склону - есть, что вспомнить... J

За очередным поворотом шикарная панорама на заснеженный пик Говерлы и новое препятствие - талые воды, неглубоким, но весьма широким потоком перекрыли путь, вытекая из-под снежного покрова. Глубина смешная, но мочить ноги совсем не хочется, как и прыгать по скользким камням на самом краю - несколько метров каменистого обрыва гарантируют переломанные кости. Так на высоте около 1800м Говерла нам "улыбнулась"...

Вернувшись к отелю около 18 часов, решием прогуляться по тропе Довбуша - украинского "Робин Гуда", предводителя батраков, чьим именем названы пещера и гора в окрестностях Яремче. Тропа от самой дороги круто уходит вверх и дальше иногда приходится помогать себе руками, чтобы продолжить движение. Но места потрясающие. Особенно впечатляет скала Довбуша с пещерой и несколько огромных валунов размером с небольшой коттедж. Один из них опирается на землю таким образом, что его легко качнуть рукой. Ощущения непередаваемые. Однако, несмотря на наличие указателей и меток на деревьях, я не пожелал бы оказаться здесь в темноте - легко заблудиться и много скалистых уступов. Горы не прощают расслабленности даже в тех местах, которых коснулась рука цивилизации.

Рассвет 6 мая мы встречаем в прогреваемой машине: несмотря на жаркие дни, ночи в Карпатах еще холодные, около 0°С. Через 5км после Надвирны - на редкость чистенького и уютного городка, напоминающего игрушку - в с.Гвозд уходим налево на Солотвин и, недоезжая его, сворачиваем к деревне Манява, в окрестностях которой прячется в лесах Манявский скит. Сейчас скит находится на территории лесничества. Чтобы попасть к нему на машине, нужно аккуратно переехать старый деревянный мост и получить разрешение на въезд у егеря (правда, денег за это не просят). Дальше дорога полого поднимается в гору. В принципе, идти недалеко и пешком, меньше километра. Тем не менее, лес вокруг настолько первозданен, что когда на секунду между елей открывается первый вид на скит, сразу возникают ассоциации с Китеж-градом.

Манявский скит был основан в 1611г. Опустевший в XVIII веке, сейчас восстанавливается несколькими монахами, отстраивающими разрушенное за два с лишним века. В скиту монахам помогает народ из села. Сюда же по выходным многие приходят отстоять службу. Когда-то центральное место в скиту занимала деревянная Воздвиженская церковь. Сейчас от нее сохранился только каменный фундамент. Со звонницы главных ворот видно, что он выложен в форме древнего православного креста.

После прогулки по скиту углубляемся дальше в лес и вскоре обнаруживаем интересный природный объект. Маленький ручеек за века прорезал в грунте эдакий "гранд-каньон" в миниатюре глубиной около 1,5м. Удивительна порода, образующая стенки - то ли окаменелая древесина, то ли еще что. Твердая на ощупь, но легко отслаивающаяся и крошащаяся пальцами.

Хотим увидеть Манявский водопад. Выехав из лесничества через шаткий деревянный мост обратно в деревню, поворачиваем налево и едем через деревню. Указателей никаких нет, поэтому приходится пару раз останавливаться и спрашивать у местных. Народ доброжелателен и оттого очень подробно, но не менее путанно объясняет, как проехать. В результате через околицу деревни оказываемся на проселке к водопаду. Что-то мне в подвеске машины к этому времени уже не нравится, потому пробираться по каменистой дороге сквозь лесную чащобу настроения нет. А идти пешком 8км в одну сторону не хочется - сегодня предстоит еще добраться до оз.Синевир, о месторасположении которого имеем весьма смутное представление - и мы разворачиваемся назад. На дорогу к Ивано-Франковску выбираемся через Солотвин, где снова пополняем запасы фотопленки. Дальше через Богородчаны пришлось выехать на равнину почти к самому Ивано-Франковску и, немного недоезжая, свернуть на его объездную. Где-то в ее середине мелькнул указатель налево "Колыба. 12-23ч.". Хочется перекусить, но сейчас еще нет и 10 утра - мы едем мимо. Вскоре справа крупная АЗС и весьма оригинальное кафе, стилизованное под старую мельницу. Заправляем машину, а сами опять остаемся с носом, кафе работает с 11 часов, ждать почти целый час нам не резон. Наконец, перед самым выездом с объездной на шоссе Ивано-Франковск - Львов, видим хоть и не слишком презентабельную, но, что важно, работающую чайхану, расположенную, как оказалось у Ивано-Франковского авторынка. С удовольствием завтракаем нехитрой снедью придорожной харчевни и, повернув на запад, продолжаем путь в Долину - городок, где снова меняешь направление на южное, к Торуньскому перевалу.

Трасса Ивано-Франковск - Долина - Стрый - Львов вполне пристойная. Правда, и весьма оживленная. По мере движения горы сначала удалялись, временами пропадая с горизонта полностью. Но при подъезде к Долине открывается великолепная картина горной цепи, опоясывающей город с запада и юго-запада. Туда-то нам и надо. Вообще говоря, "въезд в Карпаты" через городок Долина - если ехать в ясную погоду - просто классика жанра! Едешь себе едешь по холмистой равнине, очередной тягун, очередное миниплато, знак крутого спуска и вдруг - бац!.. - на горизонте горная цепь, насколько хватает глаз...

Добравшись до Долины, на перекрестке с кольцевым движением ушли по кругу налево в сторону Торуньского перевала. Окраины и южные предместья Долины позволяют полюбоваться весьма живописными видами, если ехать в сторону гор. И какое-то особенное чувство возникает, когда выскакиваешь на "финишную прямую" к началу подъема: едешь по плоской равнине, дорога пустынна, прямо по курсу - стеной стоят горы. Нога сама нажимает педаль акселератора...

Путь на Торуньский перевал (930м) - это снова 3-я, 2-я, а то и 1-я передачи. Дорога местами явно оставляет желать лучшего, мягко говоря. Местами - вполне сносна. Подъем здесь затяжной. Примерно километров 10-15 пути, не меньше. А вот спуск в Закарпатье более крутой, с серпантинами, но меньший по расстоянию. Как правило, 2-я передача, изредка - 3-я, иначе сожгешь колодки и тормозные диски...

От Межгири две разных, но почти параллельных дороги к с.Синевир. Выбрали первую (северную), коль скоро указатели предлагали воспользоваться именно этим маршрутом. Не зря Синевир называют сердцем Карпат! Панорамы гор, открывающиеся с дороги не идут ни в какой сравнение со всем прежде виденным нами. Да и серпанитины становятся по-круче - маршруты-то не транзитные, "спрямлять" дороги ни к чему...

После села Синевир останавливаемся у еще одной колыбы выпить кофе. Красота неописуемая. Края бокорашей и Бендеры. Внизу - река Теребовля, по которой почти вплоть до 60-х годов сплавляли лес в долину Хуста. Вверху - густо поросшие лесом синевирские горы, откуда Бендеру и его бойцов советская власть не могла выкурить до 1952 года...

Вскоре проезжаем д.Синевирская Поляна. Ввиду празднования Красной Горки местный народ уже заметно "навеселе". Увидев машину с российскими номерами, один не в меру "общительный" парень с криками "Руски! Руски!.." пытается усесться нам на капот. Кто по-трезвее, улыбаясь оттаскивает ретивого односельчанина в сторону. Проехали...

Еще 3 км с небольшим и грунтовая отворотка к базе с будкой и шлагбаумом. Стражники, узнав, что забронирован номер на турбазе, предлагают помочь национальному парку Синевир, купив несколько одинаковых рекламных буклетов слегка сомнительной полиграфии. Буклеты особо не нужны, конечно, но стоят копейки, потому, не задумываясь, берем несколько штук. Стражники довольны и, подняв шлагбаум, желают счастливого отдыха на озере.

Узкая дорожка из местами раскрошенного асфальта немного петляя поднимается вверх. Справа по ходу видим грот - это выхода подводного стока озера. Вода из него вытекает сквозь скалы и через этот грот с постоянной скоростью в любой время года...

Озеро Синевир расположено на высоте 989м над уровнем моря. Питается водами трех горных ручьев, имеет подводный сток через естественный канал в скале. По праву считается жемчужиной Карпат. Название озера происходит от имен двух влюбленных: девушки Синь и юноши Вир. Романтическая легенда повествует о трагической истории их любви и смерти.

В засушливое лето посреди озера появляется камень-остров. И с Озерной горы, что высится неподалеку, поверхность озера отчетливо напоминает глаз какого-то морского животного. Отсюда и второе название озера - Морское око...

Турбаза - небольшой двухэтажный деревянный дом. Номера простые, удобства во дворе. Наш "люкс" - единственный двухкомнатный номер с телевизором. Отопление печное. Остальные номера и того проще, рассчитаны на 2-4 человека.

Рядом с домом - несколько оригинальных беседок. Каждая построена из одного дерева, распиленного пополам. Но деревья были не обыкновенные, а расходившиеся у самых корней на два полноценных ствола. У берега - смотровая площадка, вокруг всего озера прогулочная дорожка. На противоположном берегу - деревянные скульптуры, символизирующие Синь и Вира. Есть кафе с домашней кухней, весьма сносно. Особенно приятно было провести ужин в беседке на улице: при свете керосиновых ламп, за охотничьими и историческими рассказами местного проводника, отменно владеющего тирольской системой гортанных криков горных пастухов, с помощью которых они общаются между собой на расстоянии многих километров.

Ранним утром 7 мая наступила пора собираться домой. Прощаться с Карпатами очень не хотелось. Но мы еще собирались хотя бы кратко посетить Львов, а к вечеру уже надо было быть в Киеве. Знакомой дорогой выбрались к Долине, где повернули на Стрый и к обеду уже сидели в одном из многочисленных ресторанчиков в центре Львова. После немного прогулялись по историческому центру города, с грехом пополам выбрались на окраины (организация движения во Львове отвратительная!..) и взяли курс на Киев.

Обратная дорога не принесла никаких сюрпризов за исключением, пожалуй, того, что под Житомиром по счастливой случайности удалось избежать столкновения с аистом, вздумавшим перелететь дорогу на бреющем полете прямо перед нашей машиной. Аистов в тех краях очень много, птицы они крупные и столкновение с одной из них, случись бы оно, не сулило бы нам ничего хорошего...

В Киеве мы были к полуночи. Большая прогулка по Карпатам завершилась. На утро 8 мая я проводил жену на самолет в Москву, а сам остался в Киеве - через день мой небольшой отпуск заканчивался и предстояло вновь приступать к работе по киевскому проекту.

Luca
(АКА Виктор Лукьянов)
Москва-Киев-Одесса-Черновцы-Яремче-Синевир-Львов, май 2000 года.

P.S. Ваши комментарии и замечания к этому отчету, какими бы они не были, с удовольствием будут прочитаны автором в "Талоне предупреждений", в конференции "Привал у обочины" или по e-mail.

" AutoBanner System "
designer & webmaster & administrator : Victor Y.Loukyanov, e-mail : info@luca.ru
hosting : www.100mat.ru

Полное или частичное копирование или использование для публикации материалов сайта
разрешено при наличии ссылки на этот сайт и указании его, как источника используемых материалов.

| Главная | Конференция | Гостевая | E-mail |

Rambler's Top100 TopList HotLog