Rambler's Top100 Сетка непроторенных дорог
| Главная | Конференция | Гостевая | E-mail |
"Вдоль Тверцы и Тьмы"
Москва - Городня - Раёк - Торжок - Соколино - Никола-Бор -
- Василёво - Торжок - Берново - Старица - Ржев - Москва
6-7 мая 2002 года

На майские в этом году я надеялся совершить довольно большой пробег по Тверской, Новгородской, Псковской и Смоленской областям. Проект получил даже свое название "Вдоль опушки Окского леса". "Окский лес" - древнерусское название совершенно дремучей тогда местности, расположенной между крупнейшими городами своего времени: Тверь, Великий Новгород, Псков и Смоленск. Были собраны необходимые материалы, рассчитан маршрут, определены объекты к осмотру и места ночевок да привалов.

Однако, загад не бывает богат. Работа не позволила отлучиться из дома на неделю, как это планировалось, а потому было принято решение довольствоваться малым, но доступным - съездить к Жене Матвееву (Evgeny Ma, автор и ведущий сайта "Реальная жизнь виртуального клуба") на дачу под Торжок, куда он звал нас с Ириной уже не первый год, да мы все что-то никак не могли собраться. Наконец, случай представился. А "Окский лес" стоял тысячи лет до меня - думаю, что простоит еще немного, пока удастся выделить достаточно времени для нормальной неспешной поездки...

Все упоминания некоего "атласа" к относятся к топографическому атласу Тверской области в масштабе 1см=2км (© ВТУ ГШ - основа, © 439 ЦЭВКФ - издание, 1998г.). В отчете описываются местности, отраженные на стр.25-26 (Соколино, Раменье, Никола-Бор, Василево), 41-43(Берново, Торжок, Раёк), 54-55(Старица, Ржев) этого атласа.

12:58, 0км

Выехали от развязки МКАД с Ленинградским шоссе.

13:38, 49км

Проехали Солнечногорск. Слева по ходу в Питер - мотель (условия неизвестны).

14:07, 72км

Клин. Потратили 10 минут на то, чтобы заскочить в магазин местной швейно-чулочной фабрики, "разрекламированный" в каком-то из отчетов на сайте "Путешественник". Продукция действительно дешевая и причем далеко не худшего качества - импортные производственные линии делает по-маленьку свое дело. Магазин находится во второй части Клина, если ехать из Москвы, после проезда McDonalds`а и пары перекрестков со светофорами, из которых второй - пересечение с А108(большая "бетонка"). Сначала дорога сольется со встречным потоком (т.е. "бульвар" кончится), потом будет еще один светофор, а уж после него уже слева по ходу в Питер ищите вывеску "Чулки-Носки" или что-то в этом роде. Проглядеть сложно - все крупно и вполне читаемо. Далее по ходу в Питер через пару-другую сотен метров есть еще один чулочный магазин, а еще чуть дальше, но уже справа по ходу в Питер - несколько палаточных рядов с той же продукцией. Так что желающие пополнить свои полки в гардеробах всегда смогут это сделать, в какую бы сторону они не ехали - торговля по обеим обочинам дороги идет вовсю...

14:20-14:27, 92км

Спас-Заулок. Свежевыстроенный пост ДПС. Напротив - АЗС"Славнефть". На ней и заправились. 36л Аи92 по 7,30р/л. Господи, где теперь те цены?!..

15:15, 123км

Городня. После Редкино трасса уходит левее, а мы поехали прямо по указателю на Городню, намереваясь посетить церковь Рождества Богородицы постройки 1380г.µ с колокольней второй половины XVIв.µ Около Храмаµ удобная парковочная площадка, на ней и встали. От площадки к церкви ведет дорожка через довольно живописный каменный мост.µ
Церковь стоит на высоком крутом берегу Волги, откуда открываются потрясающие виды.µ Усиливающий эффект оказывала огромная, во все небо черная туча, надвигавшаяся со стороны Твери и гнавшая впереди себя сильный ветер, отчего Волга, вмиг ставшая свинцовой, закипела крупными белыми барашками. Стихия. И в ней - маленькое пристанище человеческих тел и душ. Ощущения непередаваемы...

15:21, 135км

Справа по ходу в Питер - турбаза "Спутник". Съезд к турбазе по трассе заранее обозначен знаком "Кемпинг", а на рекламном щите гордо красуется надпись Hostel. База и парковочная площадка располагаются прямо у трассы. Здание пошарпано, но тем не менее развалюхой его не назовешь...

15:25, 139км

Пост ДПС на выезде из Эммауса. Начало объездной Твери, куда мы ушли, отложив прогулку по городу на следующий раз, поскольку едва выехали из Городни - начался ливень такой силы, что дворники лобового стекла с трудом справлялись с потоками воды...

15:31, 148км

Мотель на объездной Твери. Свежепостроенное 2-этажное здание, окрашенное в приятный глазу розовый цвет. Судя по размерам, номеров 15-20 в нем должно быть. Телефон (на рекламном щите) - 374-825.

15:47, 167км

Пост ДПС. Кончилась объездная Твери. Вместе с ней синхронно кончился дождь и выглянуло солнце, засверкав, словно алмазами, тысячами капель на асфальте, траве, листьях деревьев. На ходу короткое совещание - не возвратиться ли в Тверь? Решаем: "умерла - так умерла!..", едем в сторону Торжка с намерением заскочить в Усадьбу Раёк, что после объездной Медного...

15:57, 181км

Началась объездная Медного.

16:05-18:10, 191км

Объездная Медного. Ремонт машины - разлетелся шкив помпы. Чуть позади, метрах в 300 - АЗС и магазинчик запчастей. Иду туда - там только самая мелочевка, да инструмент. Напротив - АЗС"ЛукОйл", но там вообще нет никакого магазина. Звоню ЖенеМа - благо у того дом в деревне почти в самой высокой точке и мобильник кое-как хватает сигнал. Объясняю ситуацию. Женя бросает тесать свою баню, выдвигается в Торжок, покупает нужный мне шкив и находит нас на объездной. Повезло...

18:25-19:25, 210км

Усадьба Раёк. Творение архитектора Львова. Дорога к ней от трассы недолгая (около 4км), но узкая и извилистая. Асфальт позволяет ехать быстро, но стоит помнить о коварных выбоинах и опасности разъезда с возможной встречной машиной (хорошо, если это будет легковая, а если ЗиЛ или КамАЗ?..). Останавливаемся у первых увиденных ворот на территорию усадьбы, едва заметив в зарослях деревьев справа необычные архитектурные формы. Подходим ближе и упираемся в закрытые на висячий замок ажурные кованные ворота метров 6-7 высотой - явно парадный въезд, венчающий впечатляющее полукольцо из более сотни колоннµ, перекрытых между собой сверху и уходящих таким полукругом к главному усадебному дому в стиле классицизма, организуя диковинного вида внутреннее пространство всей усадьбы.µ Масштабы сооружения просто потрясают!.. Пока раздумывали - как бы попасть внутрь и можно ли это вообще делать? - сзади по дороге затарахтел мотоцикл и через минуту к нам подошел парень в рабочей одежде, поинтересовавшись, чего, собственно, нам надо? Услышав наш интерес, он предложил нам убрать отсюда машины, проехав чуть вперед, где сейчас основной вход на территорию усадьбы. Возражать мы не стали. Припарковав машины в новом месте, мы двинулись с ним к усадебному дому. По дороге он рассказал, что усадьба ныне отдана в аренду под восстановление и что сейчас как раз на ее территории ходит главный архитектор, который будет реставрировать усадьбу и что она, возможно, согласится рассказать нам что-нибудь про усадьбу. Но времени у главного архитектора для нас особо не было, что, впрочем, вполне естественно - ей реставрировать надо, а не экскурсии проводить. Тем не менее, эта весьма приятная в общении женщина несколько минут нам уделила, разрешив в конце беседы побродить по территорииµ и парку и предупредив, чтобы ни в коем случае не заходили внутрь каких-либо строений, поскольку все очень ветхое и запросто может обвалиться...

После беседы с ней мы обошли усадебный домµ, сходили к старому пруду паркаµ (совершенно живописнейшее могло бы быть место, если бы почистили на совесть... ну, да, Бог даст, дойдут еще руки, коли за реставрацию взялись...), спустились по Главной усадебной аллееµ, практически поглощенной местными "джунглями" за последне пару десятков лет запустения, к речке Логовежь и системе каскадных прудов, также входивших в комплекс усадьбы (что осталось от прудов - догадываетесь, думаю...). В общем, совершенно необычное место, находящееся в совершенно обычном, к моему глубокому прискорбью, состоянии...

Тем не менее, учитывая, что усадьба отдана в аренду на 49 лет (по словам нашего проводника-мотоциклиста) с целью реставрации под культурно-историческое применение (простите уж за кривоту фразы!..), есть надежда, что какое-то более-менее светлое будущее у нее забрезжило "в конце туннеля"...

Примечание от 13.08.2002г.
Уже после написания и публикации этого отчета удалось выяснить, что усадьба будет превращена в отель высшего класса. Жестокие реалии нынешней нашей жизни, увы, не позволили рассчитывать на менее коммерческую эксплуатацию этого уникального памятника архитектуры. После того, как усадьба будет превращена в многозвездочный отель, боюсь, что вряд ли удастся посмотреть сие творение Львова без того, чтобы в нем поселиться за очень немалые деньги. Одно радует - хоть не развалиться совсем…

19:25, 210км

Выехали из усадьбы в сторону М10, по которой, вырулив налево, и продолжили движение в сторону Торжка.

19:49, 236км

Стараниями ведущего ЖениМа проехали Торжок без единой "запинки" и вышли на дорогу в Большое Вишенье.

20:03, 256км

Проехали д.Голобово. Трасса главная дорога взяла левее, а мы пошли прямо, по грейдеру в сторону Рылово-Трубино. Грейдера - около 5км. Потом в какой-то момент начинается асфальт, но нам тут же надо сворачивать направо к Соколино - снова грейдер и лишь деревенская околица вновь встречает нас давним потрескавшимся асфальтом.

20:13, 263км

д.Соколино. Паркуемся у Жениного дома, выходим из машины и вдыхаем полной грудью свежий деревенский воздух...

Вечером были заготовленные в Москве шашлыки (под водочку, естественно...), долгие посиделки в резной Жениной беседке, которую тому сконструячили местные деревенские умельцы по его собственному проекту, разговоры обо всем и ни о чем, что накопилось за то довольно долгое время, что мы не видились с ним...

Несмотря на жаркие дни, ночи тут в мае еще холодные и мы с Ириной решаем спать в машине, которую можно при случае оперативно "натопить", в отличие от веранды, где у Жени устроена "гостевая спальня". Правда, одеяла и подушки прихватили с собой. Надо заметить, выспались отлично. При наличии подушек спать в "классике" - вполне милое дело!..

С утра, пока хозяин еще изволил почивать, мы с Ириной прогулялись на околицу деревни. Соколино расположено на господствующей возвышенности (откуда, видимо, и название...), с которой открывается потрясающая по красоте панорама окрестностей (горизонт - не меньше 20км...) и неохватное синее небо. Просидеть полжизни на этом холме - и не заметишь...

Пока прогуливались, проснулся Женя. Подкрепившись предложенным завтраком и выпив по паре чашек кофе с тортиком, мы засобирались в дорогу...

10:50, 263км

Выехали из Соколино в направлении Быльцыно через деревни Симонково и Зеленая Нива (З.Нива - это так в атласе, в реалии - как-то по другому, как точно - не помню...).

Асфальт кончился через 200м после деревни. Начался бугристый каменисто-песчаный грейдерочек. Не слишком комфортно, но если 1-2 передачи и скорость 20-30км/ч - то вполне терпимо. Вскоре после Симонково грейдер превратился в мягкую укатанную песчанку, на которой, правда, по-прежнему много бугров да ручьевых желобков - так что не разгонишься особо... Вот и Т-образная развилка, к которой мы подъехали "по ножке". Направо - такая же песчанка на Рюмино-Голобово и дальше асфальт до Торжка и до самой Москвы. Налево - несуществующий, согласно атласу, капитальный мост через р.Осуга и песчаная же дорога на Быльцыно. Туда нам и надо - мы поворачиваем налево к мосту...

В Быльцыно снова Т-перекресток и снова мы берем налево, в сторону Раменья. Надо сказать, что основной целью сегодняшнего дня у нас было посещение Архитектурно-этнографического музея Василево, что под самым Торжком на правом берегу Тверцы. И, в принципе, можно было, повернув направо, к Торжку, довольно быстро и по асфальту добраться до нужной нам д.Василево.

Однако, во-первых, мы себе совершенно не представляли качество дороги к Василево через Прутенку (в атласе она показана, как "грунтовая проселочная"). Во-вторых, выбираться потом в таком случае пришлось бы по такому же проселку к Житково или к самому Торжку. В-третьих, накануне я, как и положено, забыл дома заготовленные распечатки с описанием местонахождения музея и подъезда к нему с М10, отчего в голове моей роились варианты возможного расположения музея - то ли правый, то ли левый берег Тверцы - и состояния моста, указанного в атласе, на этот самый левый берег, которое вполне могло оказаться как просто непроезжим для "Жигулей", так и полностью отсутствующим (есть же мост, которого нет в атласе? - почему не отсутствовать мосту, который в атласе есть?!..). Ну, и в-четвертых, к моменту выбора, куда поворачивать в Быльцыно, я уже настолько заинтересовался "крестиком" в д.Никола-Бор, что к югу от п.Тверецкий, что это являлось довольно весомым аргументом в пользу поворота налево - в Раменье. Что мы и сделали.

Дорога Быльцыно-Раменье поначалу - все тот же грейдер, переходящий после д.Шеметово во вполне комфортную песчанку, по которой можно ненапрягаясь пилить 50-60км/ч без какого-либо ущерба для собственных зубов-мозгов и подвески автомобиля. Впрочем, рот разевать не стоит - дорожка ведет с пригорка на пригорок, отчего на ней периодически попадаются вездесущие ручьевые вымоины, проезжать которые лучше заранее снизив скорость. Хорошая песчанка кончается с въездом в Раменье, где превращается в классическое российское "направление". В самой деревне это "направление" поворачивает направо (внимание! моста через Осугу в деревне нет... есть ли брод или и его нет тоже - я не в курсе...), резко спускается и дальше к Тверецкому ведет грунтовка, хоть и широкая, но в таких рытвинах, что я не помню даже, удалось ли мне хоть раз включить 2-ю передачу. Даже несколько тракторов, встреченных нами по пути старались ехать не по "проезжей части", а глубоко забравшись на "обочину", если это слова вообще применимо к грунтовкам... Единственное благо - стояли сухие недели и нам не пришлось вдобавок ко всему елозить асфальтовой резиной по раскисшей глине...

Да, следует заметить, что в самом Раменье имеется совершенно запущенный церковный комплекс. Издалека довольно большая церковь выглядела вполне оригинально, но подъезжать ближе мы не стали, поскольку в тот момент все мысли были об одном - как бы не вывернуть подвеску машины. Не знаю, что это за храм и какова его история. Знаю только, что д.Раменье было одной из вотчин династии Воронцовых. Если кто-то знает что-либо занимательное о Раменье - буду благодарен за информацию.

Через 3км мучений по рытвинам "направления" (назвать ЭТО хотя бы грунтовкой или проселком язык не поворачивается) Раменье-Тверецкий мы свернули направо на песчанку, уходящую в совершенно шикарный сосновый бор в направлении д.Никола-Бор.

11:36-11:52, 286км

д.Никола-Бор. Огромный храмµ, чей купол за 4км по прямой виден справа над лесом еще с пригорка дороги Быльцыно-Раменье в районе д.Замушье. В Никола-Боре всего два довольно удаленных друг от друга дома, что больше создает ощущение хутора. Один из этих двух домов стоит прямо у Храма, через узкую песчаную дорожку, ведущую через Никола-Бор от грунтовки Раменье-Тверецкий к деревне Осуйское, где, по словам местных жителей, и заканчивается. Т.е. на показанную в атласе дорогу от Осуйского на Телицыно и Шеметово лучше, видимо, не рассчитывать...

Сам Храм своим пропорциями напомнил нам немного Храм Христа Спасителя в Москве. Только, конечно, он меньше. Раза в три, пожалуй... может, в четыре... Но, в любом случае, таких размеров Храм для деревни в пару домов вряд ли бы кто построил. Значит, когда его строили, этот район не был таким уж "медвежьим углом". Наверняка, в свое время Никола-Бор должен был быть довольно крупным торгово-хозяйственным центром округи.

Куда все делось? Можно не отвечать на этот вопрос. Таких мест только в центре России - десятки. А 70-80 лет для Природы - вполне достаточный срок, чтобы замести следы, оставленные некогда десятками тысяч людей, которые жили, работали, торговали, строили на этой земле...

Вернувшись из поездки, я потратил немало часов, пытаясь отыскать в интернете хотя бы упоминания о д.Никола-Бор и Храме (скорее всего, видимо, он носит название Никольского). Но, кроме почтового индекса да некоего человека по фамилии Вишняков, родившегося в эдесь в 1909г. и пропавшего без вести в 1941г., ничего обнаружить мне так и не удалось. Буду благодарен за любую информацию, касающуюся истории этого места...

Поговорили с семейной парой, что живут в доме у самого, можно сказать, подножия Храма. Приехали сюда из Москвы несколько лет назад. Купили дом и приехали. Сами на пенсии. Хозяину в Москве долго и крепко нездоровилось, а приехал сюда - пошел на поправку. Держат скотину и птицу. Их единственные соседи, чей дом на другой стороне поляны, гости в здешних краях редкие. К счастью, зимой дорогу чистят до самого Осуйского, так что проблем с этим нет...

Обошли Храм вокруг. Заглянули внутрь - полный разлом. Пол глубоко провален, всюду битый кирпич и огромные куски штукатурки. Однако на одной из стен удивительным образом прекрасно сохранилась ("прекрасно" - это, конечно, относительно общего состояния Храма…) огромная, около 3 метров в высоту фреска.µ Чудо?..

12:14, 296км

Выехали на М10 в д.Будово. До этого по песчанке от д.Никола-Бор вернулись к "направлению" Раменье-Тверецкий, повернули направо и продолжили муторное продвижение к М10. Через Тверцу - большой капитальный мост. В п.Тверецкий начинается асфальт до самой М10. Но есть "засада" - несколько натуральных перекопов поперек всей дороги. И довольно глубоких. А после такой "грунтовки" непроизвольно по асфальту разгоняешься, и вдруг в самом неожиданном месте - канава поперек! Так что осторожность не помешает...

12:26-13:07, 310км

д.Большая Кисиленка. Традиционное "гнездовище фур". Справа и слева - харчевни. Слева по ходу в Москву - "Домашняя кухня", справа - "Русская кухня", АЗС, сауна. Сейчас разгар дня и фур практически нет. Однако же к вечеру и всю ночь здесь настоящее столпотворение из машин и людей. Б.Кисиленка "знаменита" и своим печально известным покрытием дороги, раздолбанным вдрызг и пополам. Сейчас ситуацию пытаются исправить - кладут толстый-толстый слой... нет-нет, не шоколада - асфальта. Но надолго ли? Кладут-то черти как...

Для харчевания выбираем "Русскую кухню" - там хоть ассортимент меньше, чем в "Домашней...", но солнце в окна не шпарит и поэтому прохладнее, да и место для парковки более удобное. Еда так себе, но есть можно - не отравишься...

13:14, 316км

Свернули с М10 направо (по ходу из Питера в Москву) по указателю на Митино и Прутню. Едем в сторону Василево.

Через километр у санатория "Митино" дорога берет влево и почти сразу направо-вниз, к Тверце. Через Тверцу перекинут современный железобетонный мост, значит, мои опасения не оправдались. Сразу за мостом слева какие-то ворота с проходной, а дорога уходит вправо вдоль реки. Видим бабушку, останавливаемся и спрашиваем у нее, где тут, мол, бабуля, деревянный музей Василево? Бабуля, как позже выяснилось, концентрируется на названии деревни и машет нам рукой вдоль дороги - "там Василево!.. там!..". Поскольку, повторюсь, распечатанное с собственного сайта описание месторасположения музея, сделанное Eeyore, я благополучно забыл дома, слова бабули принимаются за чистую монету и мы уходим вправо по дороге вдоль берега Тверцы. На противоположном берегу сквозь лес виднеется красивая церковь, а почти у воды, прилепившись к крутому склону, стоит замысловатое сооружение в виде каменной пирамиды. Интересно, что это?..

Вскоре грунтовка уходит от реки и забирается в горку, где мы "по ножке" упираемся в Т-образную развилку. Колесами накатана "главная" вправо. Влево же начинается деревня - то самое Василево. Доверие бабке все еще имеет место быть и мы решаем, что вряд ли музей находится в самой деревне, да и следов много именно в сторону от нее. Поворачиваем направо "по главной" (известный принцип определения "главной" на полевых и проселочных дорогах: куда больше накатано - та и главная...). Проехав с пару километров и практически миновав еще одну деревню понимаем, что нам, по идее, вряд ли сюда. Справляемся у местной жительницы, что за деревня? В ответ: "Прутенка..." Ясно - разворачиваемся. Возвращаемся к развилке на горе у д.Василево. Налево-вниз дорога, по которой приехали от моста. Прямо - деревенская улица. Едем прямо. Через 300-400м дорога упирается в забор с воротами. В воротах калитка. Прохожу в нее и первое, что вижу - гигантский валунный мост, о котором столько слышал и читал. Так, музей нашли, слава Богу... Пытаюсь выглядеть хоть одну живую душу на территории музея. Одна душа мирно дремлет у самой калитки, пригревшись на солнце. Но мне нужна душа человеческая, а не лохматая с хвостом да о четырех лапах... Наконец, удается выяснить, что это служебный вход. А вход для посетителей - та самая "проходная с воротами", что у прямо у моста через Тверцу. Незлобно поминая бабку и ее родительницу, возвращаюсь к машине. Разворачиваемся, возвращаемся к развилке и едем вниз, назад к мосту через Тверцу...

13:40-15:09, 327км

Архитектурно-этнографический музей Василево.

Покупаем билеты в кассе-проходной. Там же выясняем, что за небольшие дополнительные деньги можно проехать на территорию Василёво на машине. Решаем, что это не будет лишним и соглашаемся на предложение. Забегая вперед, скажу - не надо этого было делать. Ни с моральной, ни с практической точки зрения...

За воротами дорожка разделяется на два направления. Одно сразу же идет вправо-вверх, к главному усадебному дому. Другое же - вдоль Тверцы. Надо заметить, что была середина рабочего дня и народу по берегам Тверцы не оказалось никого. Спокойное, чуть извилистое течение реки, чья вода - словно зеркало; покатые берега с сочной молодой травой солнечно-зеленого цвета; песчаные откосы с широко раскинувшими свои лапы соснами; едва не режущий глаз ультрамарин неба с редкими перьями облаков едва заметного кремового оттенка... Пейзажи в стиле Шишкина были столь восхитительны, что, пользуясь выражением Eeyore, могу сказать: "В таком месте я бы хотел провести последние 80 лет своей жизни..."µ

Мы проехали на машине прямо. Вскоре тропа, как и первая, взяла вправо-вверх. Тут же - первые экспонаты музея - часовенка и небольшая мельница. Обе - в весьма запущенном состоянии, потому нашего внимания не привлекли. Тропа уходит круто в горку. На середине подъема неожиданно в левом зеркале заднего вида в на секунду расступившихся елях мелькает силует церкви. Останавливаемся и идем смотреть, что за Чудо?.. Большая, немного приземистая деревянная церква. Настолько удачно вписана в естественное окружение, что на мгновения возникает ощущение, будто оказались в дремучей северной тайге...µ

На вершине подъема - большая поляна, на которой разместились старинные амбары, огромная ветряная мельница (правда, состояние ее, к сожалению, иначе, как жутким, не назовешь), весьма занятное деревянное пожарное депо с каланчой, деревенский трактир (где, как обещает реклама на кассе) Вас могут попотчевать по всем правилам времен, соответствующих самому трактиру (правда, в этот раз там жарили для кого-то банальный шашлык) и очень оригинальная часовенка, больше похожая на избушку на курьих ножкахµ (ее фото есть в "Галерее Eeyore"µ)...

Кстати, знаете, откуда пошло выражение "избушка на курьих ножках"? Это вовсе не сказочное явление. В древности на Руси избы строились не на фундаменте, не на земле, а на пнях спиленных деревьев. Соответственно, и место выбиралось не всякое, а такое, где деревья между собой образовывали нужный квадрат или прямоугольник. Деревья спиливались, а на их четырех пнях ставилась изба. Получалась изба на корьих (от "корень") ножках. И уж затем все это превратилось в сказочное жилище Бабы Яги "на курьих ножках" (лапа курицы, как известно, вообще у многих народов является атрибутом колдовства и прочей нечисти). Такая вот история... В дополнение могу сказать, что самую настоящую (хоть и выстроенную для иных целей) избу на курьих (корьих) ножках можно увидеть в музее-усадьбе Абрамцево, что под Москвой по Ярославской дороге, в окрестностях Хотьково (около 10-15км к юго-западу от Сергиев-Посада).

Прогулявшись по поляне и с удовольствием осмотрев все деревянные старости, мы направились по тропинке в сторону от дорожки, что привела нас сюда. Для ориентира - дорожка ведет в направлении бетонного забора, ограждающего территорию музея, и периодически выложена квадратной плиткой... Тропинка приводит к еще одной поляне, на дальней стороне которой стоит очень большая деревянная церковь нескольких ярусов.µ К сожалению (хотя, впрочем, скорее - к счастью), примерно половина ее была закрыта от обозрения строительными лесами и мы не стали долго задерживаться в этом месте, спустившись с поляны вниз почти к самой Тверце.

По дороге расположена старая водяная мельница с кажумся довольно шатким деревянным мостом. Воды нет, колеса нет, жернова попрятаны. Вообще, хочу заметить, музей Василёво в том состоянии, в котором его посетили мы - это, конечно, исключительно для созерцания архитектурных форм, не более. С этнографией там тяжело. Это касается и хозяйственных, и церковных построек - внутри бардак, все свалено в кучу, никакого интерьера-антуража.

В результате мы вновь оказались в том месте, откуда дорожка, приведшая нас наверх к поляне с амбарами и пожарным депо, начинает свой подъем. Тут мы окончательно поняли, что заезжать сюда на машине, которая теперь стояла там, где мы ее оставили - глупость несусветная. Ну, да делать нечего, пришлось переть в горку второй раз - теперь уже на своих двоих...

Надо сказать, что аккурат за этой самой "поляной с амбарами и трактиром" находится тот самый гигантский валунный мост. Мост перекинут через овраг, на одной стороне которого находились мы, а на другой - усадебный дом, еще одна деревянная часовня и остатки каменных фундаментов каких-то бывших хозяйственных построек. Поняв, что объехать овраг иначе, как вернувшись пройденным путем, не получится (валунный мост, понятное дело, не в счет - по нему даже пешком никто не ходит; к тому же велась реставрация его булыжного покрытия), мы забрали машину, спустились на ней вниз, вернувшись почти к самой кассе-проходной-проездной, и повернули на "первую" дорожку, что уходит вверх сразу от ворот, через которые мы въехали...

В усадебном доме обнаружить собственно помещение музея нам сходу не удалось, поэтому сразу проехали к мосту (уже с другой стороны от "амбарной поляны"). Валунный мост - редкостный красавец! Впечатление, оказываемое его массивностью и гармонией одновременно, непередаваемо. Уходить не хочется!.. Стоит спустится по тропинке к ручью под мостом и впечатлиться конструкцией - ни капли связующего раствора! Валуны, притертые друг к другу, венчает темный клиновидный камень, выполняющий роль распорки. Мост знаменит и тем, что при его постройке был использован камень внеземного происхождения - "Черный камень"(не тот ли, что в распорке?..) - метеорит, упавший когда-то на территорию усадьбы.

Чуть поодаль от моста, вглубине оврага - его меньшой брат, перекинутый через тот же ручей. Почти близнец, но, примерно, в "масштабе 1:10"...

Смотрим на часы - время бежит, а нам хочется сегодня еще столько увидеть!.. Пора двигаться. Окидываем взглядом напоследок мост и поляну на другой стороне оврага и садимся в машину...

Напоследок о Василёво я бы хотел повторить - не стоит заезжать на территорию музея на машине. С одной стороны - лишняя морока, поверьте. С другой - неправильно это все же в таких местах мять землю колесами и смердить выхлопом, пусть бы даже и с катализатором (не придумали еще, катализаторов, которые бы гнали из двигателя чистый воздух...). Так что рекомендую не повторять нашей ошибки, а постараться заложить на осмотр музея часа 2-2,5, чтобы можно было походить везде неспеша и увидить то, что увидели мы...

15:09, 327км

Выехали из Василёво.

Покинув территорию музея, решаем все же посмотреть, что за пирамида на том берегу Тверцы. Она явно расположена на территории сан."Митино", а бодаться с администрацией в виде сторожа на проходной нам не хочется. Поэтому ограничиваемся тем, что проезжаем немного вдоль Тверцы по той дорожке, по которой, благодаря бабуле плутали пару часов назад в поисках музея, и аккурат напротив пирамиды съезжаем к самому берегу реки. Пирамида стала заметно ближе, но ее назначение по-прежнему непонятно. Выручает местный житель, пояснивший, что это винные погреба некогда бывшей усадьбы...

Что ж, пора и честь знать, выезжаем на грунтовку и едем к мосту через Тверцу, мимо сан."Митино" возвращаемся к М10, выруливаем на нее сторону Москвы и буквально через 300м уходим направо на Торжок.

На въезде в Торжок - слева по ходу из Питера указатель "Гостиница". Что за гостиница и какие в ней условия, не знаю...

В центре, сразу после моста через Тверцу останавливаемся. Времени, достаточного на осмотр города, уже нет. Но хочется сделать хотя бы несколько фотоснимков панорамы города, открывающейся с моста. На левом берегу реки расположился "потемкинский квартал" - несколько светленьких отреставрированных старинных зданий вдоль набережной, четыре современных, стилизованных под старину, вдоль главной улицы города, а на углу между ними - нечто, похожее своим входом-портиком с колоннами на классическое здание биржи. Справился у местного жителя, что за "оазис цивилизации"? Оказалось, что выстроенные вдоль дороги новые домики - администрация, милиция, еще какие-то властные структуры и жилой дом, где обитают мэр и другие "отцы города". С другой стороны квартала - вдоль набережной - то ли трех-, то ли чуть не четырехзвездочная гостиница для - в основном - интуристов, посещающих Торжок и его окрестности. "Биржа" же между ними - казино(!). И все это настолько чистенькое-беленькое, что на фоне окружающей пошарпанности и запущенности, коими столь "богаты" любые улицы-закоулки за пределами центральных проспектов обеих столиц России да, пожалуй, отдельных областных центров, смотрится истинно "по-потемкински". Но - только смотрится. Бог с ними, с градоначальниками, реализовавшими программу развития города по принципу "начни с себя" (может, когда-нибудь и в остальном "с себя начинать" научатся), зато в Торжке теперь можно переночевать с полным комфортом. Правда, конкретно выяснять стоимость и условия проживания в этой гостинице я не стал - отложим на следуюущий раз...

15:40, 344км

Выехали из Торжка в направлении Грузины-Берново с наметками продолжить движение в Старицу...

Дорога с вполне добротным покрытием плавно вьется через поля, пролески и деревни неподалеку от реки Тьма. В д.Грузины слева по ходу движения из Торжка видим еще один валунный мост - совсем небольшой - это въезд в усадьбу Грузины. По информации Жени, усадьба в более, чем полуразваленном состоянии и мы решаем не останавливаться для ее осмотра...

16:14, 388км

с.Высокое. 90° правый поворот по указателю на |Берново 12>>>, тут же ж.д.переезд, и за ним сразу такой же поворот, но уже влево. "Перескочили", короче говоря, через рельсы на другую сторону ж.д. Через 200-300м после этого слева по ходу - АЗС (первая за почти 50км после Торжка)...

16:27-16:49, 403км

Берново. При въезде в него со стороны Торжка первый же асфальтированный поворот направо с трассы ведет к Музею-усадьбе А.С.Пушкино. Указатель есть, но для тех, кто едет со стороны Старицы. При ходе из Торжка его не видно... Дорожка поднимается на пригорок, где через метров 300 парковочная площадка прямо у входа на территорию усадьбы, где мы и запарковались...

К сожалению, музей оказался закрытым - выходной день. (Выходные - понедельник, вторник. В остальные дни работает с 11 до 18, вход в экспозицию до 17 часов.) Сам усадебный дом хранит еще на себе следы 3-летней давности "юбилейного ремонта", которому подвергся к 200-летию со дня рождения великого поэта, но уже видны трещины и осыпавшаяся штукатурка. Интересно, следующий раз в порядок дом приведут через 97 лет?.. Из необычного отметили, что парадный вход в дом (и в сам музей, кстати, тоже...) находится со стороны, противоположной парку, откуда все и подходят. "Парадная сторона" ныне - заросшее кустарником и мелкими деревцами пространство, с натягом способное быть названное, может быть, палисадником. Глазам же хочется представить аллею, ведущую от парадных ворот усадьбы к дому. Интересно, так было, или это болезненная фантазия автора?..

Прогулялись по усадебному парку, добрались до летней эстрады, где, по-видимому, проходят местные Пушкинские чтения, обошли по кругу усадебный прудик (не чищен, и явно - не только в этом году... юбилей прошел - из сердца вон?..). Благо - в музее выходной, за 20 минут прогулки не встретили ни единой живой души - вдохновились местом...

Дело уже к вечеру, до Москвы еще далековато. Понимаем, что осмотр Старицы придется отложить, пожалуй, на другой раз. К тому же начал "дурить" двигатель - глохнет на холостых оборотах и с трудом заводится. Карбюратор? - а почему заводится плохо?.. Короче, к определенной насыщенности впечатлениями и легкой усталости это добавляет некоторой нервозности. Ладно, может "пропукается" по дороге, посмотрим...

Спускаемся от усадьбы вниз на трассу и поворачиваем направо. Через несколько сотен метров слева по ходу из Торжка - большое кафе "Русалка" с тоже относительно недавно, видимо, обновленной вывеской, не заметить которую невозможно. Работает с 11 утра до... не разгядели на ходу. Возможно, до тех же 18 часов, что и усадьба. Возможно, с теми же выходными. Нами признаков движения в и около кафе обнаружено не было - проехали...

17:04, 413км

д.Малинники. На околице слева по ходу из Торжка аккуратненькая резная беседочка - хорошее место для передышки в пути: выпить кофе из термоса и пару бутербродов...

После левого поворота и примыкания справа дороги из Луковниково (в д.Дарьино) асфальтовое покрытие становится разбитым вдрызг. Местами ремонт, но, судя по упоминанию оного в описании Старицы на сайте "Путешественник", не слишком активный; стало быть, когда дорогу приведут в нормальное состояние - одному Богу известно...

17:33, 449км

На участке дороги между Старицей и Станцией Старица - еще одна приятная беседочка для короткой передышки в пути и потрошения "узелка из дома"... Вскоре еще одна - прямо на выезде из Старицы в сторону Торжка... Или все это такие вот необычные автобусные остановки???..

17:37, 454км

Въехали в Старицу. Любой город, основанный в XIIIв, достоин особого внимания. К сожалению, у нас слишком мало времени, а скакать галопом не резон - осматриваем то, что можно увидеть из окна машины, проехав через весь город. Впечатляют мощные земляные валы древней крепости, где ныне расположен недействующий Борисоглебский монастырь. За мостом на правый берег Волги на ее живописном крутом берегу - еще один явно заброшенного вида монастырский комплекс, поражающий глаз крайней необычностью архитектурных форм...

Взобравшись на горку правобережной части города, озаботились поиском магазина автозапчастей, поскольку неисправность машины после Берново начала прогрессировать - стоило сбросить газ и машина начинала дергаться в конвульсиях. Похоже на зажигание. Попытка отрегулировать трамблером УОЗ не дала эффекта. Контактная группа? - вряд ли, только недавно поменял. Клапан холостого хода карбюратора? - может быть. Надо бы купить новый, да попробовать поменять, но ни в одном их трех магазинов мне не удается этого сделать, как не удается (на всякий случай) купить и конденсатор трамблера - фантастика... Бог с ним! Решаем ехать, пока едет машина, а там посмотрим...

17:54, 460км

Выехали из Старицы в сторону Ржева. На выезде из города есть АЗС.

Дорога Старица-Ржев(А112), практически прямая, как стрела, вполне комфортабельна. Лишь один не слишком приятный участок в несколько километров длиной, где ведется расширение и посему глубоко разрыли обочину, сильно заузив нашу полосу движения (а справа - около полуметра обрывчика...).

18:24, 506км

Въехали в Ржев. На въезде в город дорога сильно разбита - будьте внимательны!.. Впрочем, то же самое можно сказать и об остальном части города. Апофигей - на мосту через Волгу (который большой-новый... всего их два в городе, второй - маленький-старый - невдалеке ниже по течению Волги...). Большой современный мост с широченной проезжей частью. Но что на ней творится - уму непостижимо!.. Весь асфальт на мосту разбит до гравия беспорядочно расположенным ямами размером с мелкого слона - не объехать, ни проехать.

Вообще, говоря, я, в общем-то, не так уж мало поездил в своей жизни и повидал разное. Но за состояние дорог в Торжке, Старице и Ржеве местные власти нужно судить, как врагов народа по статье за диверсии на транспорте. Со всеми вытекающими из этого суда последствиями!..

18:37-18:41, 515км

АЗС"Тверьнефтепродукт". Через пару-другую километров после поста ДПС на выездн из Ржева на М9. Слева по ходу в Москву. Поскольку прямо перед поездкой в конференции "ОиП" вычитал жалобы на качество бензина этой сети заправок, то, хотя бензин был практически "на нуле", заливаю всего лишь чуть меньше 13л (на 100руб. Аи92 по 7,80р/л) - чтобы до Московской области хватило, а там уж - привычные глазу и машине ТНК и ЛукОйл всегда найдутся...

19:48, 611км

Проехали строящийся то ли мотель, то ли еще что-то, но очень похоже на какой-то постоялый двор. Три весьма сипатичных 2-этажных домика явно не частножилого назначения, украшенные башенками со шпилями и верандами с большой площадью тонированного остекления... Вся эта красота вокруг полной разрытости, столь свойственной любой недавно закончившейся стройке в нашей стране, расположена слева по ходу в Москву (соответственно, справа по ходу из Москвы). У кого будут какие сведения о том, что это на самом деле и когда начнет работать - буду благодарен...

Машина дуреет с каждым километром. Но пока едет. Есть слабая надежда доковылять до дома, а уж на утро разбираться, что с ней стряслось...

19:58, 625км

Волоколамск встречает превращением М9 в "автобан", постом ДПС и комплексом (справа по ходу в Москву) АЗС-кафе-мойка-автосервис. Пока смотрел на гаишников (не понадоблюсь ли вдруг?..) да раздумывал, обращаться ли в сервис или пытаться дотянуть до дома - проехал все мимо, как последний дурак. А пожрать ведь тоже было бы весьма кстати: и нам - последний раз ели 7 часов назад, после чего нагуляли столько, что на неделю хватит; и машине - все-таки 110км от последней заправки отмахали, а из-за неисправности потребляет она сейчас явно больше обычного, и что там осталось из залитых сразу после Ржева 13л - не совсем понятно...

На "автобане" удается легко вести машину, не снижая скорости, поэтому о проблемах с ней на некоторое время забывается. Тем не менее внутри уже созрело твердое убеждение: стоит остановиться, как двигатель заглохнет и больше не заведется без более-менее серьезного ремонта. Как назло, следующая АЗС (километров через 5-7 после Волоколамска) без автосервиса - проезжаем мимо, надеясь, что скоро будет то, что надо. Увы, один десяток километров сменяет другой, а по обеим сторонам "автобана" только лес стеной... Лишь однажды слева (т.е. по ходу из Москвы) у развязки с А108 (большая "бетонка") видим АЗС. Но сервиса там нет, поэтому едем дальше...

20:36, 694км

Проехали бывший пост ДПС у развязки новорижского автобана с А107 (малая "бетонка"). Его тут теперь нет - один фундамент от гаишной будки остался...

Все это время ни то что сервиса, даже АЗС нет - а ведь это уже 65км от последней заправки!.. Лампочка указателя топлива горит уже очень давно и на чем едет машина - совершенно непонятно; особенно - учитывая ее техническое состояние. Вспоминается, что где-то неподалеку есть известные "энергетические пирамиды" (жаль автомобили им неподвластны: зарядились бы энергией - и вперед!.. J), а около них точно была заправка...

20:38-00:10, 700км

АЗС"Парнас" (впрочем, может быть, ни какой не "Парнас", а как-то по-другому называется... но по обе стороны трассы - это точно...). Благодаря Господа за посланную-таки на нашем пути заправку (70км от последней заправки!!!), съезжам к ней с трассы. Едва выжимаю сцепление, подкатывая к заправочной колонке - движок глохнет. Залил 26л Аи92 по 7,70р/л. Заведется ли?.. Надежды оказались тщетными - откатываю машину руками на площадку рядом с заправкой. Настала пора разбираться, что же там все-таки произошло? Карбюратор - в порядке (для очистки совести разобрал, продул - эффекта никакого), значит - зажигание. Поскольку попытки подрегулировать УОЗ и раньше не возымели успеха, следовательно дело в самом трамблере. Контактная группа - в порядке (не удивительно, поскольку она еще и 2000км не прошла). Конденсатор? - может быть, но запасного нет. Скорее же всего - износ подшипника. А это проще всего устраняется заменой тармблера в сборе. Плюс начала подгромыхивать цепь - ключа на храповик тоже нет. Магазин на заправке торгует чем угодно - от разнообразных а-ля "сникерсов" до хромированных колесных дисков - только не запчастями и инструментом. (Вы представляете себе человека, который едет покупать литые диски за 20км от ближайшего населенного пункта на АЗС в чистом поле?..)

Пока разбирался - стемнело. Понятно, что надо катить либо на тросе в сервис, либо в работающий круглосуточно магазин запчастей, где можно купить трамблер. Ближайший сервис в сторону Москвы - в ЛукОйл-Центре. Там же магазин. Круглосуточные ли они оба или хотя бы магазин - на заправке не знают. Попытки голосовать ни к чему не приводят, поскольку в наступившей темноте водители редких вечерних машин в сторону Москвы проносятся мимо голосующего бородатого мужика под 2м ростом в рабочей одежде и с всклокоченными волосами лишь утапливая педаль акселератора... Вариантов два: скинуть рабочую куртку, причесаться и, скорее всего, голосуя, дождаться утра; либо вызвать подмогу из числа родственников, проживающих километрах в 70-80 от нашего текущего пристанища. Выбираем второе, поскольку оно не может помешать первому в любом случае. В ожидании выпиваем несколько чашек кофе и подкрепляемся вышеупомянутыми "сникерсами". Через час с небольшим приезжает Валера - двоюродный брат Ирины. Вот человек! Ездит всего-ничего, сроду не ездил по М9, а поехал в ночь искать "заправку в чистом поле"...

Пытаемся начать "разбор полетов" с самого начала, поскольку перспектива волочится "тяни-толкаем" на тросе порядка 50км до нашего дома в Новопеределкино не слишком радует. У Валерки есть ключ на храповик коленвала - немного подтягиваем цепь - плюс движок за это время остыл. Через пень-колоду машина завелась. Выбрав положение трамблера, при котором движок, жутко детонируя, кидается из стороны в сторону с наименьшей частотой и амплитудой, уезжаем двумя машинами с заправки в начале первого ночи...

00:50, 747км

Новопеределкино. С грехом пополам, теряя скорость на любом мало-мальски заметном подъеме едва не до 0км/ч, моля Бога о том, чтобы по Боровскому шоссе нам не попалось красных светофоров, заглохнув на одном-таки попавшемся и заведясь после 5 минут "уговариваний" трамблера снова, мы в сопровождении Валеры добрались до места своей парковки под окнами нашего дома. Поездка завершилась полной и безоговорочной победой сил разума, духа и взаимовыручки над железякой!..

Особая благодарность:
  • Жене Матвееву (aka Evgeny Ma), за приглашение и прием, и, конечно, за дружескую выручку на дороге...
  • Валере Исаеву, принявшему клич о помощи и выехавшему из дома в одиннадцать вечера в хрензнаеткакуюстепь.
  • Luca
    (АКА Виктор Лукьянов)
    Москва-Раёк-Соколино-НиколаБор-Василёво-Торжок-Берново-Старица, май 2002 года.

    " AutoBanner System "
    designer & webmaster & administrator : Victor Y.Loukyanov, e-mail : info@luca.ru
    hosting : www.100mat.ru

    Полное или частичное копирование или использование для публикации материалов сайта
    разрешено при наличии ссылки на этот сайт и указании его, как источника используемых материалов.

    | Главная | Конференция | Гостевая | E-mail |

    Rambler's Top100 TopList HotLog