Rambler's Top100 Сетка непроторенных дорог
| Главная | Конференция | Дорожный Треп | Гостевая | E-mail |
Пригород Финляндии
Москва - Санкт-Петербург - Зеленогорск - Выборг - Приморск - Москва
октябрь 2001

Выборг давно уже относится к моим любимым местам. Не раз я бывал в нем и летом, беря в прокат весельную лодку и уходя на базальтовые "пляжи" острова Былинный греть кости при 30° жары в окружении только зарослей кувшинок и лилий; и зимой, когда в Москве и Питере слякотно и сыро, а в Выборге, набродившись по колено в снегу в Парке Монрепо, добирался до кабачка "Панцерлакс", залезал по крутой лестнице на второй этаж, что прям над кухней, и млел от ее жара, попивая горячий и очень мягкий на вкус кофе на пару` с коньячком; дружная весна и золотая осень в Выборге тоже не обходились без моего присутствия...

Эта поездка случилась неожиданно, "в ночь с пятницы на понедельник". В четверг позвонил товарищ и предложил провести выходные у него на катере в Завидово, что на Московском море в 120км от Москвы. Соблазнившись этой затеей, в пятницу до обеду я завершил все необходимые дела и к 17 часам уже топал по мосткам дальнего причала, где "паркуются" большие катера. Однако хозяина 10-метровой посудины с гордым именем "Ладога" на месте не оказалось. Созвонился - у того возникли срочные дела и он появится в лучшем случае только завтра после обеда, а то и вовсе не сможет приехать. Зная секрет несанкционированного доступа в кают-компанию, я решил перекусить и подумать над ситуацией: появление застрявшего в столице товарища сомнительно; скучать одному на базе яхт-клуба, пустынной по поводу хмурых осенних дней, не хотелось; возвращаться же домой не было вообще никакого настроя. Решение пришло спонтанно - еду в Выборг! Я уже изрядно успел соскучиться с момента последнего его посещения летом позапрошлого года...

Наскоро собрав остатки провизии и кинув их на заднее сиденье машины, я в сумерках вырулил со стоянки базы и вмиг долетел до трассы Е95, воспетой Кинчевым (сейчас это Е105 по европейской нумерации - дорога уступила свое "историческое" имя направлению С.Петербург-Киев-Одесса), где против обыкновения повернул не направо в Москву, а налево - в направлении Санкт-Петербурга. Часы показывали 19:10...

Ночная трасса в Питер мне не в первой и именно поэтому я не стараюсь особенно давить на педаль акселератора - опыт показывает, что активная езда ночью заметно сильнее утомляет водительский организм, чем днем, несмотря на внешнее спокойствие полупустых ночных трасс. А поскольку ночевка в дороге не входила в мои планы и беря в учет темный осенний сезон, это было довольно критично.

На подъезде к Твери вышколенно демонстрирую сотрудникам ДПС знание правил в части разметки - на этом посту неусыпный контроль за ее соблюдением уходящими на объездную города водителями любимое развлечение слуг дорожного закона.

Вскоре радует объездная с.Медное - наконец-то сдана в окончательную эксплуатацию, хотя еще в июле эти 10-км являли собой классический долгострой. Через 25км привычно беру правее, по главной дороге на Санкт-Петербург, оставляя по левому борту пост ДПС и Торжок - древний и хоть заметно обветшалый, но все еще удивительно живописный город с невероятным обилием церквей и храмов, гармонично расположившихся на крутых холмах и берегах Тверцы.

После Б.Кисиленки глаз приходится держать востро - по летней поездке на Онегу помню, что через несколько километров на подъезде к "гнездовищу фур", расположенному по обе стороны дороги, покрытие разбито вдрызг. Так и есть! Миную "оазис цивилизации" с АЗС и несколькими вагончиками-кафе со скоростью не больше 20 км/ч, не желая искать в этот неурочный час эвакуатор и сервис. Да и обстановка на дороге нервная, мягко говоря: фуры нагромождены по обочинам так, что для проезда в обе стороны осталось меньше 1,5 полос; плюс праздношатающиеся водилы и пассажиры да местные жители, зарабатывающие у дороги на жизнь, не слишком-то концентрируется на движущихся автомобилях.

21:15. Справа промелькнул знак "Крутой спуск" и впереди показались припаркованные по обочинам разнокалиберные машины - пора делать традиционную остановку у источника перед Вышним Волочком и заполнять уже выпитую бутылку "Pepsi" вкуснейшей природной водой. Сбрасываю скорость и втыкаюсь в первую попавшуюся "дырку" метров за 150 до источника, аккурат напротив непонятного сооружения а-ля смотровая площадка с ведущей к нему монументальной лестницей, служащими местным вышневолоцким свадьбам вполне достойной заменой традиционных в крупных городах Вечных огней. Кстати, в светлое время суток сверху действительно открывается красивый вид на дорогу и город с окрестностями...

Миновав дамбу на выезде из В.Волочка, за которой скрываются необъятные водные просторы с десятками островов, через несколько км попадаю в царство разноцветных огней посреди ночной темноты - это деревни Дорки и Бахмара, чье население, похоже, полностью занято торговлей всевозможными изделиями из цветного стекла и хрусталя, выпускаемыми расположенным неподалеку заводом им.Красного мая. Цены не то, чтобы кусаются, но и отнюдь не "антикризисные", на что можно было бы, по идее, рассчитывать. В среднем - как в обычных московских магазинах...

На 321км трассы (5-7км после д.Бахмара) миную мотель "Коломно" с полным набором сервиса: АЗС, шиномонтаж, сход-развал, магазин, бар-ресторан, охраняемая стоянка, пункт медицинской помощи, междугородный телефон, баня, душ...

Заправок по дороге много. На любой вкус и цвет. Но я по давней привычке опять заправляюсь на едва приметной АЗС справа по ходу после д.Лопатино. Лучшее - враг хорошего. По крайней мере, у меня к ее бензину ни разу не было претензий...

Новгородская область поначалу радует расширенным проездом под ж.д. в Едрово и малоинтенсивным движением при вполне приятной дороге. В Крестцах, несмотря на полночь, вовсю торгуют домашними пирожками и чаем, завариваемым в тут же стоящих самоварах на углях. Еще через 10-12км слева по ходу комплекс с мотелем "Сигма" - "младший брат" своего тезки около Чудово...

23:40. После Первомайской останавливаюсь у освещенного комплекса из пары кафе и стоянок. Через 1-2 км начинается объездная Новгорода - бич водителей - лучше снять напряжение дороги и взбодриться кофейком.

44 км объездной Новгорода смазывают все впечатление от области - идет реконструкция. Следствие - оставленная в ночи дорожная техника без огней, сплошные ямы и трамплины (особенно на узких мостах через Мсту, Вишеру и Волхов), обрывистые обочины, невидимые в темноте, заляпанные грязью знаки "40" и "Ремонт", за которыми чуть не батальонами прячутся в засаде доблестные ГАИшники...

Отдушина наступает в Трегубово, откуда до самого Питера - недавно реконструированный автобан. Известный мотель "Сигма" в Успенском (почти перед самым Чудово) миную в 1:20 и через 10 км, оставив по правому борту дорогу А115 на Кириши-Петрозаводск-Мурманск, уже въезжаю в Ленинградскую область...

Новая отличная дорога в обход Тосно провоцирует ехать быстрее, за что следует немедленная расплата - антирадар коротко взвизгнул и 50 рублей перекочевали из моего кошелька в руки ГАИшника в обмен на пару квитанций непонятно о чем...

Питер я всегда прохожу через центр. Поглазеть лишний раз на Зимний дворец, Адмиралтейство, Дворцовую площадь и Растральные колонны мне более приятно, чем условная (особенно - ночью) экономия сил и времени на традиционном транзитном маршруте по набережным. У Дворцового моста оказался в 2:50 - за 15...20 минут до его промежуточного 15-минутного сведения. С удовольствием размялся вдоль набережной, взбодрившись свежим невским ветерком.

Выехав по Приморскому шоссе, миновал Сестрорецк и на хитроумной развязке за ним выбрал "верхнюю дорогу" на Зеленогорск - маршрут вдоль ж.д. Питер-Выборг-Хельскинки. Можно, конечно, было пойти и по "нижней дороге", идущей до самого Зеленогорска непосредственно вдоль побережья. Но, во-первых, ночью не особенно-то чего и увидишь, во-вторых, "верхнюю" дорогу я знал лучше, т.к. обычно ездил именно по ней, в-третьих, "нижняя" дорога заметно у`же и извилистей, что опять же в условиях темноты не добавляет оптимизма относительно этого варианта.

Зеленогорск же я посещаю каждый раз, когда еду в Выборг. Поэтому в моей практике нет ни одного случая, когда я выезжал бы из Питера по Выборгскому шоссе через Парголово или же на развязке после Сестрорецка уходил к трассе "Скандинавия", минуя Зеленогорск. Любовь к этому тихому и на редкость уютному приморскому городку у меня еще со школьных времен, когда в 1987 году мы всем классом приехали по приглашению Средней школы №51 г.Зеленогорска на осенние каникулы - аккурат 70-летие Октября. Это было мое первое в жизни посещение Питера, оставившее навсегда в памяти безмерное восхищение какой-то особой монументальностью города в целом и Исакиевского Собора, Эрмитажа, Александрийского столпа, Медного всадника и набережных Невы в частности.

Поэтому в Зеленогорске я люблю остановиться у аллеи, ведущий к Финскому заливу именно от той самой школы №51, аккурат расположившейся у соединения "верхней" и "нижней" дорог в основательном особняке, предваряющимся не менее фундаментальной скульптурой вождя мирового пролетариата, и потратить 30 минут на прогулку к песчаному пляжу в окружении соснового бора, к шумящему издалека прибою...

В этот раз, учитывая бессонную ночь за рулем после рабочего дня и раннее - еще темное - утро, прогулка с вдыханием ни с чем не сравнимого балтийского воздуха была немного дольше обычной. Поэтому продолжил свой путь я уже тогда, когда стрелки часов на "бороде" моей "семерки" показывали 05:30...

Миновав Ушково, на трехсторонней развилке (не считая дороги, по которой к ней подъезжаешь) беру как можно правее и двигаю на Рощино. Если же взять налево, то можно продолжить путь дальше по Приморскому шоссе, идущему вдоль побережья Финского залива...

Выбравшись на М10 у д.Огоньки, где разместился популярный у едущих в Финляндию одноименный комплекс с мотелем, оставшиеся 60 км до Выборга я преодолел к 7 утра и, немудрствуя лукаво, вселился на "Короленко" - некогда личный теплоход Сталина, ныне стоящий на вечном приколе у г-цы "Дружба", в которой по причине выходных традиционно не оказалось свободных мест.

Отоспавшись с дороги, к 12 часам дня я выдвинулся на прогулку по городу давно знакомым маршрутом... Денек выдался солнечным и слегка морозным. Обойдя старую торговую гавань - Салакка-Лахти - уже покрытую у берега тонким слоем льда, мимо лодочной станции вышел к рыночной площади и плотно покушал в "Круглой башне" - ресторане, расположенном в фортификационном сооружении 16 века. Утолив голод, для скорейшего наполнения ощущениями от пребывания в столь любимом мною городе направился по Прогонной улице мимо отлично сохранившегося жилого дома 1700-х годов, потом вверх по крутой ул.Водной Заставы мимо костела Гиацинта 16 века (ныне - детская художественная школа) к Часовой башне, спустился по Крепостной к Ратушной площади с памятником основателю города Торгильсу Кнутссону и статуями богинь ремесла и торговли - и дальше на Замковый остров, в крепость, с которой в 1293 году началась история этого славного города. Благодаря погоде, обзор с верхотуры был великолепен: силуэты классического ганзейского городка внизу, старый Сайменский канал, несчисленные бухты, проливы и огромная акватория морского порта, режущая глаза солнечными бликами... Нагулявшись на ветру, спустился вниз и заглянул в музей, где с удовольствием вновь рассмотрел экспозиции. В том числе и в который уже раз особенно нравящуюся мне фотопанораму макета города 1938 года (сам макет находится в финской Лаппенранте, что в 40км от Выборга), на котором с удивлением обнаруживаешь прекраснейшие здания на месте нынешних пустырей - город сильно пострадал от авиации во время войны.

Решив немного согреться после "общения с ветрами" на башне крепости, заглянул в пивной ресторанчик "Южный Вал" (теперь он, вроде, называется по-другому, но раньше носил именно это название и оно мне превычнее), находящийся в погребе 15 века неподалеку от крепости, в самом начале ул.Южный Вал, идущей вдоль порта. Низкие каменные своды, свечи на деревянных столах, рыцарские доспехи на стенах, тяжелые пивные кружки и бокалы создают неповторимое ощущение "машины времени"...

Немного пройдя по набережной вдоль порта, сворачиваю на Выборгскую к первой городской ратуше 1470-х годов постройки и вскоре выхожу к бастиону Панцерлакс (Каменный щит) 1579г., где в 1710 году Петр I устроил свой пороховой погреб, а ныне уютно разместилось то самое кафе "Панцерлакс", о котором я упоминал в самом начале отчета...

Выйдя на Ленинградский проспект, ведущий к ж.д.вокзалу, срезаю путь через городской парк и мимо любимой горожанами скульптуры лося выхожу в центр Выборга - тезку главной площади страны - Красную площадь. Начинает смеркаться, хотя еще только начало седьмого вечера - как никак Выборг на 800 с лишним километров ближе к Полярному кругу, чем Москва. И если в разгар белых ночей в тенистой аллее можно читать газету, а в 3 часа утра над Салакка-Лахти уже висит огромный малиновый диск солнца, то поздней осенью все наоборот - темнеет заметно раньше, чем в Первопрестольной...

Заглянув к давним знакомым в бар и магазин автозапчастей, расположенным на площади аккурат в "кильватере" едва ли не самого большого из когда-либо виденных мною памятников Ленину, ловлю такси и еду ужинать на Батарейную гору в "Альта-бар", расположенный в старой водонапорной башне, построенной еще финнами задолго до революции.

Не знаю почему, но именно этот бар, наверное, наиболее любим мною в Выборге. Находящийся немного на отшибе от основных городских улиц, частенько пустой или всего с 1-2 посетителями, ничем особым не выделяющийся среди своих "коллег"-конкурентов кухней, "Альта-бар", тем не менее, обладает какими-то непередаваемыми атмосферой и уютом. А если еще и проигнорировать изредка проявляющееся (но не демонстрируемое явно!..) недовольство официантов и при абсолютно пустом зале забраться по крутой лестнице наверх, то романтическая обстановка (если вдруг попали сюда со своей половиной) или приятное уединение (когда хочется подумать о своем) в окружении картин с видами города и приглушенного света бра обеспечено... При этом, конечно, в конце желательно не забыть в разумных пределах труды официантов-эквелибристов, вынужденных туда-сюда карабкаться по лестнице с подносом, несущим на себе заказанное вами...

Уже в темноте возвращаюсь на "Короленко". Сытость после ужина и умиротворенность от пребывания в городе в сочетании с недостатком 5-часового сна после 12-часовой ночной дороги делают свое дело - я заваливаюсь спать...

Утро воскресенья встречает меня ярким низким солнцем и все тем же легким морозцем. Хоть Выборг и стоит на Балтике да всего в 130 км от Питера, но той продроги, которая так часто встречается в это время года в северной столице здесь почти не бывает. Кстати говоря, нельзя не заметить, что Выборг вообще находится в какой-то зоне микроклимата. Причем не важно, какой сезон на дворе: осень ли, зима ли, весна или лето - по моим личным наблюдениям погода в Выборге в подавляющем большинстве случаев гораздо комфортней, чем в Питере. Иногда такая же. И уж совсем редко, когда что-то не так, хотя в Питере было еще куда как терпимо...

Сполоснув заспанную морду лица из умывальника в каюте, я выбрался на палубу, по трапу спустился на причал и протопал 100м до круглосуточного Karjala-Bar в гостинице "Дружба", где принял горячего кофе с булочкой. После чего заказал у портье на 12 часов сауну и, прогрев машину, выехал на пустынные - ввиду 8 утра воскресенья - улицы города в направлении Парка Монрепо. Побывать в Выборге и не посетить Монрепо - любимое место отдыха Николая II - недопустимая оплошность...

Город еще спал. Редкие транзитные машины - следующие в или из Финляндии, преимущественно с финскими же номерами и обязательно с зажженными фарами - двигались весьма размеренно и неторопливо. Вообще говоря, относительно дорожного движения Выборг для меня стал тем самым "учебником", "прочитав" который много лет назад я понял, насколько спокойно и удобно перемещаться в автомобиле по городу, соблюдая положенные 60-50-40 км/ч. Конечно, на центральных многорядных проспектах, к примеру, Москвы это проделывать зачастую просто психологически (да и физически тоже...) трудно, когда каждые 300...500м от светофора до светофора все вокруг тебя считают своим прямым гражданским долгом стартовать никак не менее динамично, чем на гонках Формулы I, порвав на британский флаг КПП и двигатель, а затем испробовать в очередной раз на прочность тормозную систему, хотя проделывали эту процедуру за последние 5-7 км раз пятнадцать-двадцать... Тем не менее, обилие машин с финскими номерами и финскими же водителями в Выборге наносит неизгладимый отпечаток на все автодвижение в городе, положительно выделяя его из множества других городов и городков, по которым мне довелось проезжать за время своих поездок... Может быть сейчас все сказанное выше уже и не столь актуально - "дикий запад" на наших дорогах хоть и не так быстро, как хотелось бы, но все ж уступает место цивилизованному движению - но тогда, в первой половине 90-х годов, автодвижение было еще одним - и отнюдь не самым маленьким - фактором, представляющим Выборг в глазах его гостей выгодно отличающимся своей "европеистостью"...

Неспеша объехав гавань, миновал рыночную площадь. Дальше по сведенному навеки мосту через старый Сайменский канал перебрался на остров Твердыш, оставив по левому борту Выборгскую крепость. Затем через 500м - сразу за Анненскими редутами, виднеющимися справа по ходу - свернул с трассы на Хельсинки направо на Батальонную и, проехав по ней чуть меньше 300м, повернул налево на Петровскую. Дальше дорога на Монрепо уходит чуть правее (это уже Парковая улица), зигзагом взбирается на пригорок, пересекает по мосту одноколейную ж.д. на Хельсинки, живописно проложенную сквозь базальтовые скалы, делает крутой левый вираж и завершается парковкой у ворот Парка...

Впервые я попал в Монрепо (да и в сам Выборг, собственно говоря) 10 лет назад, в 1991 году. И с того самого первого раза этот удивительный ландшафтно-архитектурный парк запал в мою душу. Каждый камень, каждое дерево здесь пропитано не только духом истории, но и в большей степени - духом уединения, душевного покоя, созерцания...

Описывать парк бессмысленно. Там надо просто бывать. Это тот самый редкий случай, когда природа и человек вместе потрудились на славу. Жаль только, потом "другой человек" потрудился ничуть не меньше; но уже не "на славу", а на разрушение. Говорят, ломать - не строить. Но, видимо, что построено "на славу" - ломать, по большому счету, не так уж просто. Замок Людвигштейн на о.Мертвых, Колонна Павла I, источник "Нарцисс", обелиск братьям Броглио, планировка каналов - пусть и далеко не в лучшем своем виде, но прошли сквозь века и ныне по-прежнему предстают посетителям парка, даря им мысли и чувства, желание задуматься о времени, событиях, истории...

Совершенно чудесно в жаркий летний день взять напрокат весельную лодку лодочной станции и пройти на ней по форватеру старого Сайменского канала в бухту Защитная, с просторов которой открываются великолепные виды на сам Парк, остров Смерти (другое название о.Мертвых) с возвышающимися над пропастью башенками замка Людвигштейн и остров Любви, густо поросший вековыми соснами и возвышающийся над водой почти правильной полусферой - так в советских мультиках делали зарисовки со слова за кадром: "В тридесятом царстве, в тридесятом государстве, за морями и лесами..." А затем войти в узкий пролив между Парком и островом Былинный, дойти до его западной оконечности, уходящей в воду гигантской пологой базальтовой плитой, и завалиться на горячий от солнца камень. Тишина, плеск воды, кувшинки да лилии в заводях. И впечатляющий вид на новый Сайменский канал, пробитый в высоких скалистых берегах, соединенных вдалеке красавцами виадуками, чьи контуры, словно миражи, призрачно "плывут" благодаря плотному горячему воздуху, напоенному запахами трав и цветов...

Нагулявшись по Парку, испив и умывшись водой из "Нарцисса" (умывание водой из этого источника особенно полезно для глаз) я вернулся в город, слегка перекусил в уже упомянутом баре на Красной площади и направился к "Дружбе", где меня ждала парная, бассейн и чай с разнообразными травами... В Выборге несколько наиболее известных в народе (местном и не очень) саун. Но сауна в "Дружбе", мне лично нравится больше других, несмотря на то, что там две парных на один бассейн и есть вероятность столкнутся со второй компанией в общей комнате отдыха. Есть еще вполне презентабельная сауна все в той же бывшей водонапорной башне на Батарейной горе, где расположен "Альта-бар" - там, кстати, заметно больший бассейн. Но сауна в "Дружбе" как-то уютнее, если честно. Может быть, это просто дело привычки... В этот же раз, поскольку был один, я заказал себе маленькую парную и сильно надеялся, что ввиду раннего часа "конкурентов", решивших занять большую парную, у меня не окажется. Фортуна не подвела - кретинов, желающих попариться в 12 часов в воскресенье, несмотря на полную заселенность гостиницы, кроме меня не нашлось...

Дав отдохнуть, наконец, не только душе, но и телу, пора было собираться в обратной путь. В "программе полета" на этот раз было пройти до Сестрорецка Приморским шоссе, посетив великолепно сохранившуюся кирху в Приморске и просто поглазеть по дороге на Финский залив. Бухту Ховенлахти, что на выезде из Выборга в сторону Приморска я проехал по мосту ровно в 15:00...

Кирха в Приморске действительно хороша. Снаружи. Архитектура и расположение. Внутри - крохотный музейчик, явно занимающий малую толику от возможного внутреннего пространства. Чем занято остальное - тайна за семью печатями; похоже - просто хозпомещения... Сделав пару фотоснимков и немного побродив по берегу, чтобы по достоинству оценить, так сказать, перспективу и расположение кирхи, продолжил путь дальше.

Приморское шоссе - несколько узкая и извилистая дорога, зачастую прилепившаяся змениной лентой между скалистыми склонами и камнями залива, иногда полого изгибающаяся между светлыми сосновыми борами и песчаными пляжами. Ехать по ней от Выборга до Питера дольше не только из-за большего расстояния - порядка 150км против 120 по "Скандинавии", но и из-за объективно меньшей средней скорости. Пост ГАИ у Лисьего Носа я проследовал аж в 18:10 (правда, минут 20 ушло на осмотр кирхи в Приморске). Плотно перекусив в удобно расположенном для возвращающихся в Москву McDonalds`е на Московском проспекте (у станции метро "Московская"), в 19:15 я пересек эстакаду в Шушарах, которые в моем автоподсознании являются фактической границей Питера, и вскоре уже беседовал с капитаном дорожно-патрульной службы на предмет превышения скорости в непосредственной видимости с поста ДПС...

Дальнейший путь домой пролегал без каких-то особых приключений и эмоций. Ближе к Валдаю начало клонить в сон - видимо, сказывалось пребывание в сауне - хотя время было еще "детское" (что-то около 23:30). Остановился у поста ДПС, что неподалеку от поворота к Иверскому монастырю и на Боровичи, и проспал до 3 утра. Свеженьким рванул дальше в Белокаменную и в 8 утра уже пересек МКАД. Отзвонив коллеге, что задержусь, добрался до дома, принял душ, облачился в костюм и двинул в сторону офиса. Началась новая рабочая неделя...

Luca
(АКА Виктор Лукьянов)

P.S. Ваши комментарии и замечания к этому отчету, какими бы они не были, с удовольствием будут прочитаны автором в "Талоне предупреждений", в конференции "Привал у обочины" или по e-mail.

" AutoBanner System "
designer & webmaster & administrator : Victor Y.Loukyanov, e-mail : info@luca.ru
hosting : www.100mat.ru

Полное или частичное копирование или использование для публикации материалов сайта
разрешено при наличии ссылки на этот сайт и указании его, как источника используемых материалов.

| Главная | Конференция | Дорожный Треп | Гостевая | E-mail |

Rambler's Top100 TopList HotLog