Rambler's Top100 Сетка непроторенных дорог
| Главная | Конференция | Гостевая | E-mail |
"Две недели на морях"
Москва - Голубицкая - Волна - Веселовка - Благовещенская - Сукко - Джанхот - Дивноморская
21 июля - 5 августа 2002 года
  • Машина - М-214145 Святогор.
  • Экипаж: я, жена и дочь десяти лет.


  • Две недели отдыхали в станице Голубицкая на Азовском море (отдельное спасибо Yaneg"у за информацию), объехали достаточно большой регион от Тамани до Дивноморской (за Геленджиком).
  • Посетили пляжи в населенных пунктах Волна, Веселовка, Благовещенская, Сукко, Дивноморское и Джанхот.
  • Сразу скажу, что мне такой отдых очень понравился, это был мой первый выезд на машине на такое расстояние, дай бог не последний.


  • Всего за две недели на троих было потрачено: 3427 руб на бензин, 3830 на жилье и 3700 на питание и 1100 на платные стоянки, сигареты, разные мелочи и развлечения.


  • Мы стартовали из Москвы в воскресенье 21 июля и вернулись домой ночью 5 августа 2002.
  • Маршрут: Москва, трасса М4, на 1158 км свернули с трассы через станицы огородами до станицы Голубицкая. Туда ехали полтора дня с остановкой в гостинице "Никополь" в г.Шахты (ровно напротив 1000-го км от Москвы), обратно прошли дорогу без остановки на ночлег за 18,5 часов.
  • Всего пройдено 4540 км, от МКАД до Голубицкой 1517 км.


  • Посещены Темрюк, Тамань на Азовском море, Волна, Веселовка, Благовещенская, Сукко, Дивноморское, Джанхот на Черном.
  • Еще несколько месяцев назад я даже не задумывался о возможности поездки на юг на машине. Однако случайно прочитав отчеты о поездах на море уже в этом году, мы с супругой решили, не только боги горшки обжигают, и в конце концов, ну его на фиг эту дачу, посчитали отпускные деньги, распечатали в архивах конференции все, что смогли, и решились.

    Крым в качестве места возможного отдыха откинули сразу, так как я был на Украине в середине июня этого года в командировке в районе города Ровно. Так вот, гостиница мне обошлась в 25 таллеров за ночь, а за питание незалежные украинцы хотели еще по 20 мертвых президентов в день. Качество услуг ТАКИМ деньгам не соответствовало. Кавказ пугал неизвестностью, террористами и заложниками, поэтому на первый раз решили ехать на Азовское море, в станицу Голубицкая, что у города Темрюк.

    Машине перед поездкой было сделано техобслуживание, и в дороге неприятностей мой железный конь не доставлял. Только в последний день перед отъездом в Москву выяснилось, что одна лампа стоп-сигнала перегорела. Запасной не было, и я просто переставил лампу с задней противотуманки. И всего делов-то. В поездках запасные лампочки всех типов желательно иметь с собой. Рекомендации лучших машиноводов :) Лампочка чтОит 2.50 руб.

    Все собранные вещи вошли багажник, в салон взяли только фотоаппарат, телефон, еду и напитки. Из напитков в дороге очень хорошо пошел Фрустайл (это такой негазированный почти несладкий фруктовый напиток). Все эти газировки, колы, квасы, а также соки, на мой взгляд, в длительной поездке не годятся. Они хороши в дома холодном виде. Но после того, как за день они нагреются до 30 градусов и из них выйдет газ, они становятся просто приторной гадостью, вроде аспирина упса. А фрустайл даже теплый не раздражает. Водителю неплохо иногда пожевать яблоко.

    Очень полезно брать с собой в машину небольшую кухонную доску для резки хлеба, колбасы и прочее прямо в машине во время движения или на привале. На месте она тоже пригодится.

    Также пригодился небольшой пластмассовый тазик. В него была сложена всякая мелочевка, типа ножей, туалетной бумаги и прочих штучных предметов, которые регулярно нужны, а в сумках их фиг найдешь.

    Сосчитав по атласу километры до места назначения, решили, что за один день трассу не пройдем, и будем ночевать где-нибудь в районе Ростова. Вариант с ночной ездой не рассматривали из-за отсутствия опыта и опасения возможного ночного криминала на дорогах. В результате выехали в воскресенье 21 июля не очень рано (в 7:30 утра). На трассу М4 наши колеса встали ровно в 8:00. В воскресенье дорога была относительно спокойна, мы ехали спокойно, нигде не стояли и не плелись в хвосте колонны.

    Замеченные засады ГАИ: 102 км, 128 км, 432 км и через км - 433 км (в этом месте было отдано 50 рублей за нарушение знака обгон запрещен), 596 км (отличная дорога, ограничение скорости 50 км/час), 750 км (за зеленым экраном, про нее многие писали), в населенном пункте "Рассвет" перед Ростовым (ГАИ стояли когда ехали и туда и обратно), около станицы Брюховицкой (абсолютно новая 4-х полосная дорога, знак 30 км/час, участок около 5 км. Гайцы тормознули "спонсора" передо мной, который и так уж изо всех сил оттормаживался, но 30 км в час на таком длинном участке все-таки не выдержал), Темрюк, Голубицкая (в последних двух пунктах засада стоит всегда утром и вечером).

    Большой пост ГАИ на въезде в Краснодарский край, похожий на границу США и Мексики, демонстрируемую в американских фильмах, прошли и туда и обратно без проблем, даже не остановившись. Но когда возвращались обратно, то по дороге "туда" стояло штук 20 легковых машин с поднятыми капотами и открытыми багажниками и проходили досмотр.

    Участки плохой дороги: в конце Тульской области, въезд в Богучар. Кроме этих участков очень длинный кусок не очень хорошей двух полосной дороги тянется между Воронежем и Ростовым. В остальных местах дорога нормальная, есть участки строящейся и ремонтируемой дороги. Попадаются участки с очень хорошим покрытием, с двумя и более полосами в одну сторону, с разделительными барьерами и прочими прелестями цивилизации. В Ростовской области во многих местах рассыпан гравий участками по 5-10 км, на одном из них на обочине с нашей стороны мы насчитали 19 разбитых стекол. На рассыпанной щебенке сбрасывайте скорость, господа!

    С бензином проблем нет практически нигде, за исключением участка на границе Воронежской и Ростовской области. Заправок нет более 100 км. У меня была с собой пятилитровая канистра с бензином из Москвы, она-то и спасла. Перед отбытием из Голубицкой я заправился под завязку в Лукойле (АЗС стоит прямо в Голубицкой) и обнулил одометр. Далее во всей Ростовской области стоят заправки только Ростовнефть зеленого цвета с логотипом типа Бритиш петролиума: две буквы Р и Н на желтом щите на зеленом фоне. Я сразу испытал какое-то отвращение к этим имитаторам и подражателям и решил заправляться только в "фирменных" заправках, типа Лукойл, Юкос, Башкирнефть, Славнефть и т.д., коих сейчас на трассе немеряно. Однако в Ростовской области таких заправок нет. Я фирменных заправок не дождался, а когда указатель бензина у меня встал на ноль, исчезли также заправки Ростовнефти. Пересекли границу Ростовской области, однако и в Воронежской области заправки появились не сразу. Бензин у меня кончился, когда на одометре было 750 км (7 л/100 км). Залил имеющуюся пятилитровую канистру, и следующая заправка встретилась только через 50 км. Это был Юкос, где я и залился под пробку. Качество бензина у моего авто нареканий не вызвало.

    Интересные места по дороге: М4 - 631 км гора из белого камня, неожиданно открывается выход известковых пород посреди надоевшей степи, станица Старонижнестеблиевская (во, блин, название)- пруд с цветущими лотосами прямо возле дороги, все останавливаются и фотографируются.

    Мост в Верхнем Мамоне через реку Северский Донец все еще ремонтируется и конца этому не видно. Работа идет вяло, без огонька. Действует всего одна полоса, по которой по очереди пропускают по несколько машин. Нам повезло, мы проехали "туда" без проблем, а "оттуда" простояли всего около 10 мин. Светофор пропускает по 3-4 машины и закрывается. Я написал "всего 10 мин", потому что дальше около 5 км мы ехали по обочине с зажженными фарами, буквально продираясь сквозь огромную пробку машин, стоящих в 3-4 ряда на двух полосной дороге. Я не специалист, но думаю, что ребята "попали" на полдня. Повторюсь, что когда мы ехали "туда" примерно в это же время (около 16:00) никакой очереди не было. Могу это объяснить тем, что поток машин на юг увеличился по сравнению с потоком двухнедельной давности.

    К концу дня я заметил, что на левой руке, которой я держу руль, появляются мозоли. Перчаток, которые всегда валялись в машине, я не нашел. Когда вернулись в Москву, вся левая ладонь была покрыта трудовыми мозолями, как будто все это время я трудился на плантациях Пол Пота. Совет: брать с собой перчатки. К восьми часам вечера подъехали к пункту Шахты, в котором изначально и решили заночевать. Спасибо NSA65, приведшему описание гостиницы Никополь. К моему удивлению я был свеж, как огурец и готов двигаться дальше, несмотря на жару и 12 часов за рулем. Проведя короткий совет, решили следовать первоначальному плану, то есть поворачивать в Шахты и искать ночлег, а не ехать в ночь в неизвестность.

    Поворачивать с трассы нужно на втором указателе "Шахты" в районе 1000-го км. На этой дороге, ведущей в Шахты, висит плакат типа "Шахтинцы приветствуют Вас". Город расположен от М4 км в 5-ти. Живописная пустая дорога, обрамленная высокими кипарисами, уходит далеко в сторону, несколько раз круто меняет направление на 90 градусов и, когда минут через 15 полностью теряешься, выводит прямо ко 4-х этажной гостинице с названием "Никополь". Около нее уже стояло 7 машин с московскими номерами, за которыми всю ночь следит служащая гостиницы за 30 рублей.

    Нам достался номер люкс на четвертом этаже за 400 рублей, в котором были две комнаты и санузел. В одной комнате имелись две кровати, тумбочка и шкаф для вещей, в другой диван, шкаф с посудой, телевизор, холодильник. Санузел включал в себя ванну, умывальник, унитаз и биде. Горячей воды не было, но холодная была, хотя и текла без энтузиазма, со слабым напором. Однако принять душ, умыться и прочее удалось без использования ведра воды, которое я припер с первого этажа по совету дежурной. Посмотрев телевизор и поужинав домашними припасами, легли спать. Холодильник регулярно громко и неожиданно врубался и каждый раз я вздрагивал, просыпался, матерился и собирался его отключить, но каждый раз это делать было в лом, и я опять засыпал.

    Часа в три ночи свет в гостинице отключился и холодильник соответственно вырубился. Удовлетворенно хмыкнув, я вырубился вместе с ним. Однако, через некоторое время, что-то с шумом влетело в форточку, зацарапалось и запищало. Я окончательно проснулся и с опаской попытался что-либо рассмотреть. Осмотр окна в полной темноте, ничего не дал. Окно было забито, форточка открыта, шторы и тюль на окнах чистые. Пришлось распаковать часть вещей, чтобы вытащить фонарик (пригодился, аднака). Осмотр с фонарем также ничего не дал. В номере стояла абсолютная тишина. Сплюнув через левое плечо, я улегся спать дальше. Через несколько минут шум возобновился. Царапанье и писк навел меня на мысль, что ЭТО - не птица. Это оказалось здоровенной черной летучей мышью с размахом крыльев около 20 см, почти как у голубя.

    Через некоторое время начало светать, и я сумел разглядеть эту зверюгу и что она пыталась сделать. Она пыталась заползти по раме наверх и оттуда сигануть куда получится. Вылететь на улицу у нее ума не хватало. В конечном итоге она свалилась между рамами и начала оттуда выбираться. Помочь ей я ничем не мог, так как рамы были заколочены. Кроме того, честно скажу, что я побаивался, что эта тварь цапнет меня за руку и оттяпает ее нафиг. Или вдруг кровь начнет сосать, как вампир. В общем, сна у меня не было ни в одном глазу. Мышь упорно ползла вверх между рамами, срывалась вниз и время от времени мерзко пищала. В конце концов, ей удалось выбралась на оперативный простор, миновать занавески и она радостно начала носиться по комнате. Она взлетала в верхний угол комнаты и по огромной дуге (спускаясь к полу) летела в противоположный верхний угол. При этом она трепыхалась, как припадочная. А я от нее увертывался. Из соседней комнаты вышла моя супруга и поинтересовалась, чем я тут посреди ночи занимаюсь. Получив исчерпывающие разъяснения, некоторое время с интересом последила за мышью, сказала, что это все ерунда и отправилась спать дальше. На улице постепенно светало. Наконец я догадался взять ракетку от бадминтона, которая к счастью оказалась среди принесенных в номер вещей, встал в позу Кафельникова посреди комнаты с фонариком наперевес и сшиб мышь на пол. Взял ее тряпочкой и отпустил на улицу. Я испытывал чувство гордости и радости. К этому моменту уже было около шести часов утра. Стало светло. Пора в путь.

    В 7:00 мы вновь вышли на трассу, заправились на заправке "Аксайдорсервис" 95-м бензином по 9.50 руб. Бензин оказался хорошим, и машина бодро побежала дальше. В пункте Рассвет миновали постоянную засаду ГАИ и около восьми утра выехали на объездную дорогу Ростова. Чтобы ее не проскочить и не попасть в Ростов-папу надо поворачивать на Аксай, а не тупо переться по указателю "Ростов", который аналогичен десяткам предыдущих по дороге. Мы это знали по отчетам конференции и были готовы. Еще полчаса и мы без остановки въехали в Краснодарский край, пройдя суровый пункт ГАИ, о котором также много читали в отчетах конфы.

    В 9 часов на 1158-м км свернули с трассы М4 на местные дороги на станицу Кисляковская. Забавно, что верстовые столбики с надписью 1158 встретились два раза! Когда проехали первый и стали с нетерпением ждать поворота, мы его (поворота) не нашли. В томительном ожидании проехали километр, напряженно вглядываясь в полотно дороги. И вдруг (о радость!) на следующем столбе вновь обнаружилась надпись 1158, а за столбом большой рынок и поворот с трассы. Ура. Далее проследовали станицы Ленинградская, Каневская, Брюховицкая, Тимошевск (очень сложно проехать, так как указателей нет, а дорога петляет), Старонижнестеблиевская (увидели пруд с цветущими лотосами), СлАвянск-на-Кубани (ударение на первый слог), Анастасиевская, Курчанская, Темрюк. От Темрюка до Голубицкой 16 км мы все провели в лихорадочном ожидании моря и в 13:20 мы на месте. Еще раз Ура! От поворота с трассы М4 - 360 км.

    Устроились сразу, так как ехали по наводке Yaneg`а, и через 10 минут окунулись в теплое Азовское море.

    Я был в Голубицкой лет 30 назад, и с тех пор там кое-что изменилось. Станичные дома остались за бывшей санитарной зоной, шириной метров 300. От них до моря ранее простиралась унылая песчаная "прерия", поросшая верблюжьей колючкой и редкими ивами. Метрах в 10 от моря эта прерия заканчивалась, и начинался собственно пляж, "сделанный" из перемолотого ракушечника. В пределах это зоны раньше любые строения отсутствовали.

    А сейчас дело обстоит так: примерно половину этой зоны заняли базы отдыха и пансионаты. Они наглухо перегородили все пространство заборами, как вдоль моря, так и со стороны станицы. По идее между базами должны были бы оставаться проходы к морю, но на практике это не так. Я насчитал всего 2 прохода, на расстоянии примерно один километр друг от друга. Кто живет далеко от этих проходов, тому считай, не повезло. Кроме того, днем к морю можно проходить через территорию некоторых баз, однако на ночь (после 22 часов) их ворота закрываются на ключ, и лично я просто лазил через забор. Некоторые базы нахально называются "база закрытого типа" и через забор у них уже не перелезешь, потому, что у ворот постоянно торчит угрюмый охранник в камуфляже. Местные власти регулярно предписывают базам сделать проходы к морю, те так же регулярно отвечают, типа будет сделано, но на практике все остается, как есть.

    Особенно старается Газпром. Его базы отдыха называются "Факел" и расположены по всему побережью и Черного и Азовского морей. По трассам циркулируют экскурсионные автобусы с соответствующей надписью, и по словам местных жителей Газпрому принадлежит и рыболовецкий колхоз рядом Голубицкой, в котором они выращивают осетров, и рисовые, и виноградные поля вокруг. На территории Факелов нет ни одного свободного места, там есть все, включая бассейны, корты и собственные аквапарки.

    Оставшаяся часть санитарной зоны (метров 100) также активно застраивается частными гостиницами. Часть из них уже выставлена на продажу. Дизайн этих гостиниц - вроде коттеджей в Подмосковных "долинах нищих". Дома в 3-4 этажа, кирпич, черепица, кондиционер в каждом окне.

    В этом году отдыхающих в районе Темрюка было мало. Свою роль сыграла антиреклама, связанная с наводнениями в Ставропольском крае за 600 км от Темрюка. По рассказам двух ГАИшников, которых на второй или третий день отдыха я подвез до их Управления в Темрюке, в этом году отдыхающих меньше примерно в 10 раз (в последующем проезжая этот пост ГАИ я приветливо махал им ручкой, типа "свои, свои", а знакомый ГАИшник улыбался и давал нам отмашку). Река Кубань, которая собственно и разливалась, проходит рядом с городом Темрюк. Однако, июньское наводнение в Ставропольском крае в районе Темрюка не почувствовали. Вся грязь была остановлена в Краснодарском водохранилище. А вот январское наводнение местным жителям запомнилось. В этом году была неожиданно холодная зима с морозами до минус 23 градусов. Устье реки Кубань замерзло, а Краснодарское водохранилище по непонятным причинам сбросило воду. Много домов в районе Темрюка было подтоплено. Но станицы Голубицкая это не коснулось. Она расположена в км в 10 от Кубани и на возвышенности.

    В Голубицкой сразу бросаются в глаза таблички: "сдаются комнаты" на каждом доме. Жилье можно найти на любой вкус. Услуги у всех примерно одинаковые, цена зависит от того, насколько далеко дом расположен от моря, или от наличия кондиционера. Мы жили на набережной в 300 м от моря, жилье нам обошлось в 80 рублей с человека + 20 руб с машины. У нашей хозяйки около 30 посадочных мест и часть и них пустовали. Люди приезжали и уезжали, но с десяток мест всегда было свободно. Рядом с нами жили две молодые мамаши с девочками по 3,5 и 4 года, и развлечений нам хватало. Дети никогда не напрягают, если только не болеют. Они вели себя, как норны, и наблюдать за ними было достаточно интересно. Никогда не знаешь, что они будут делать через 5 мин.

    Пляж в Голубицкой представляет собой многокилометровую ленту из песка и перемолотого ракушечника шириной около 10 метров. Чтобы достичь глубины по шею, нужно пройти в море метров 50-70. Благодаря этому люди в море друг другу не мешают, дети бултыхаются у берега, подростки дурачатся чуть подальше, еще дальше тетки дрыхнут на матрасах. Народу не много, между отдыхающими метров по 10 и более. К концу отдыха народу стало прибавляться, но пока не сравнилось с Кавказом, где люди лежат на полотенцах с зазорами по 20 см, а купаются в полосе шириной 5 м, так как дальше становится глубоко, а плавать не все умеют.

    На следующий день съездили на рынок в Темрюк. Цены приятно удивили. Например, арбузы продаются по 3 руб (а в Москве 15), дыни также по 3 (30), помидоры "бычье сердце" по 7 (100), яблоки по 15 (40), желтый перец по 25 (100). И все в том же духе. Цены, схожие с Темрюкскими, есть только на рынках, расположенных на внутренних дорогах, например за станицей Стрелка в 20 км от Темрюка. На федеральной трассе цены значительно больше. Перед отъездом нужно затавариваться в Темрюке только небольшим количеством фруктов. Много брать не надо, все равно испортятся в дороге или сразу после приезда. А картошку мы брали в Липецкой области примерно по 4 руб за килограмм.

    При выезде из Голубицкой в первый день встретили черепаху, размером со сковородку, которая переползала нам дорогу. Они водятся в ирригационных каналах, пронизывающих рисовые поля вокруг. Кроме черепах в рисовых полях и каналах разводятся комары, которые портят настроение отдыхающим. К августу их количество просто начинает раздражать. После захода солнца они выходят на охоту. Жертвами становятся ничего не подозревающие приезжие. Отсюда правило: берите с собой средство от комаров, мази, фумигаторы и прочее. Без них небольшая словесная разминка в части применения нецензурных выражений и зуд во всем теле по вечерам будет обеспечен. Но в природе охотники часто становятся жертвами. К концу нашего отдыха появилось большое количество стрекоз, пожирающих кровососущих насекомых. Такого количества стрекоз, в детстве называемых пионерами стрекозлами или пиратами, я не видел никогда. Небо было буквально закрыто сотнями висящих стрекоз, похожих на НАТОвские вертолеты. К счастью, людей они не кусают.

    Юг встретил нас жарой, но не очень ясным небом и достаточно сильным ветром с берега. На море - штиль. Вода ТЕПЛАЯ, в ней можно плескаться и лежать часами, что ребенок, собственно, и делал.

    В основном погода солнечная и жаркая, но за все время дважды были дожди и довольно сильный ветер. Первые пару, тройку дней нам повезло - небо было затянуто облачками, прошел ливень. Это помогло нам акклиматизироваться и не обгореть. Зато потом солнце жгуче грело кожу, непривыкшую к югу. Прохладно становилось только ночью. Совет: купить пляжный зонт (на рынке в Голубицкой он стОит 200 руб, что примерно в 2 раза дешевле, чем в Москве) и взять с собой небольшой вентилятор (он спасет Вас от духоты ночью). Вода в море просто теплая, в нее можно входить с достоинством, не издавая воплей, сопутствующих совершению героических поступков, вроде купания в проруби.

    А ливни в этом регионе замечательные. Со всех сторон бьют молнии, дождь минут 20 льет как из ведра. Первый такой ливень застал нас на второй день, когда надоело сидеть дома, и мы решили прокатиться по окрестностям. Щетки не справлялись с потоками воды, видимость сократилась до нескольких метров, но после ливня машина сверкала как новая, были смыты даже следы от мух, проверявших на крепость лобовое стекло, фары, решетку радиатора и передок капота машины по дороге на юг. Ветер перед этим был довольно сильным, но не ураганным. А ураган прошел за день до нашего приезда чуть южнее Голубицкой. Когда мы ездили на Таманский полуостров, при въезде в г.Тамань видели автомобильный 75-тонный кран КАТО, опрокинутый прошлой ночью. Я заснял замечательную фотографию, на которой кран на до предела выдвинутой стреле висит в воздухе кабиной вверх, задрав все свои 10 колес в небо, перевернувшись через одноэтажный дом. Вокруг группами ходят люди и чешут репу. Кстати в Тамани я не видел указателей с названием города ни при въезде, ни при выезде из Тамани.

    Второй сильный ливень нас порадовал в последний день отдыха, когда, замученные жарой, мы возвращались с рынка в Темрюке, затарившись фруктами на обратную дорогу. Небо буквально кипело серыми и черными тучами. Били молнии и с Темрюкской горки мы наблюдали, что дождь идет везде кроме нашей горки. Нам повезло, и мы доехали до Голубицкой посуху. При подъезде к станице дорога довольно круто спускается вниз, и с высоты в клубящемся небе над морем было видно три смерча, спускающих свои острые хоботы к морю. Зрелище было просто захватывающим. Хоботы были тонкие, абсолютно серые, длинные и росли примерно из одного места в туче. До моря доставал только один из них, но все они шевелились, как волосы у Медузы Горгоны, опускаясь и поднимаясь ввысь и раскачиваясь из стороны в сторону. Продолжалось это явление буквально одну минуту. По рассказам людей, находившихся в это время на море, всех как ветром сдуло с пляжа. Все прошло без разрушений, просто как красивое природное шоу.

    За время отдыха море нас порадовало и полным штилем и довольно сильным штормом. Во время шторма волны на Азовском море были высотой чуть меньше метра, и их шум был слышен даже на участке. Но эти волны не шли ни в какое сравнение с волнами на Черном море во время шторма там. Примерно в это время же мы посетили местечко под названием Сукко, в 15 км от Анапы. Там волны были высотой более 2 м шли с интервалом в 100 метров и накрывали с головой смельчаков, бросающих вызов стихии и ныряющих в грозный прибой. Серо-коричневые волны, поднявшие тонны гальки, били их по головам и прочим частям тела, но этим буревестникам это явно нравилось. Философы, блин, типа, что меня не убивает, то делает меня сильнее. Я не матрос-моряк и меня шторм на Черном море впечатлил своей необузданной мощью.

    Кроме смерча мы наблюдали еще одно довольно любопытное явление. Однажды вечером, когда было уже довольно темно, и мы собирались ложиться спать, хозяйка заглянула к нам на веранду и сообщила о том, что море светиться. Мы резко собрались и вышли на берег. На пляже было темно и ни черта не видно, кроме тучи звезд и млечного пути. Освоившись в темноте, мы заметили какое-то оживление у едва заметной полосы прибоя. Люди плавали и плескались в воде, оставляя расходящиеся светящиеся пятна. Проведя рукой по мокрому песку, мы увидели быстро гаснущий синевато-зеленый след, похожий на след от чирканья спичкой по коробку, когда она не зажигается. С опаской зайдя по колено в море и пошевелив ногами, я был очарован свечением воды вокруг ног. Чем сильнее было воздействие, тем ярче, дольше и дальше расходился голубой свет, похожий на неоновый. На воде можно было рисовать. Сомнения были отброшены, одежда скинута и я погрузился в абсолютно черную воду, разбрызгивая вокруг горящие искры и клубы неонового огня в глубине. Вода была теплая и совершенно прозрачная, а все тело окутано миллиардами вспыхивающих ярких искр и мутного свечения. Несколько минут прошло в бессмысленном размахивании всякого рода конечностями и восторженными воплями от увиденного чуда. Казалось, что я лечу в космосе, освещая все вокруг. Пару дней я ходил купаться ночью, а потом надоело. Свечение воды повторяется почти каждый год, и длится несколько дней, в зависимости от сложившихся условий. Раньше я ничего подобного не видел.

    Лучший пляж, из посещенных нами, находится в станице Благовещенская. Она расположена в 18 км от трассы, ведущей к Анапе из Темрюка. Песчаный пляж шириной в 400 м и длиной в 15 км - это что-то. Он представляет собой косу между морем и лиманом. Жилье в Благовещенской стоит 50 руб с человека, машина - бесплатно. До моря по косе более километра. Запаха с лимана я не почувствовал. Стоянка у пляжа бесплатная.

    В "Волне" на Таманском полуострове, действительно видели дельфинов и поймали крабов, но пляж не понравился. В самой Волне народу до фига, а Железный Рог расположен достаточно далеко и проезд туда не шибко, чтобы очень, короче это место для палаточников.

    В Сукко (стоянка 40 руб), Джанхоте и Дивноморской великолепное синее море, галечный пляж, но народу там очень много. Сами пляжи расположены между горами и, поэтому, небольшие. В этих районах полно детских оздоровительных лагерей и центральные части пляжей отданы детям. До обеда там просто не протолкнуться. Жилье - от 150 рублей с носа.

    В Голубицкой имеется достаточное количество разнообразных по ассортименту и стоимости столовых, кафе. На троих обед нам обходился в 120-150 руб, а ужин - около 80-100. Обслуживали быстро, так как сделанный заказ просто разогревался в микроволновой печи. Утром мы заваривали кипятком привезенную кашку или Доширак, в который я добавлял тушенку, на пляже перекусывали сладкими трубочками со сгущенным молоком (7-10 руб), вареной кукурузой (6 руб початок), обедали и ужинали в столовой.

    Во время выездов на Кавказ обедали в кафе недалеко от пляжа, но не на самом пляже, там все значительно дороже. Мы обедали на пляжах в разных местах три раза и платили за обед на троих от 300 руб до 450 руб., что значительно дороже, чем еда в Голубицкой.

    В Темрюкском районе имеется несколько действующих вулканов. Правда, они не так зрелищны, как возможно был вулкан у Помпеи, но тем не менее. Это грязевые вулканы. Я видел их две штуки.

    Один большой, называется "Плевака" и расположен в 20 километрах от Голубицкой, в населенном пункте под названием "За Родину". Более идиотского названия для населенного пункта трудно представить, я даже не знаю можно ли его склонять (в "За Родине"). К жерлу вулкана ведет довольно приличная дорога, оканчивающаяся небольшой площадью с шашлычной, рынком и автостоянкой. Въезд туда стоит 40 руб. От автостоянки примерно 50 метров до спуска к морю и столько же до вулкана. Его жерло представляет собой кратер метров 50 в диаметре с довольно высокими (метров по 10) стенками. Кратер заполнен жидкой серой грязью, якобы обладающей некими лечебными свойствами. Эта грязь регулярно булькает какими-то подземными газами. Купание в вулкане стоит 20 руб для взрослого и 10 руб для ребенка. На будке с билетами висит большое табло с описанием лечебных свойств и характера процедур. Особый упор в описании придается оздоровительному и омолаживающему действию грязи на женскую кожу и лечению различных женских болезней. Грязь в кратере горячая, около 37 градусов. Мы пошли к вулкану с желанием в нем искупаться. Но при подходе к жерлу мы были буквально шокированы видом вереницы идущих от вулкана к морю людей. Они вылезали из земли и походили то ли на упырей из к/ф "Вий", то ли на заключенных из Освенцима из к/ф "Обыкновенный фашизм". Абсолютно серые, блестящие, сверкающие белками глаз, люди молча шли, глядя в затылок друг другу. Почувствовав холод в душе, мы смотрели им в след, и желание залезть в целебное жерло почему-то улетучилось. Поразило обилие автобусов с сотнями желающих это сделать. Мы ограничились наблюдением за кишащей массой людей в жерле вулкана. На их лицах было написано блаженство. Они ползали, лежали навзничь, сидели в грязи и дрыгали ногами. Они были абсолютно серого цвета и излучали счастье. Минут через 10 они молча (чтобы грязь в рот не попала) вылезали из вулкана и молча брели к морю для омовения, а на их место сопровождаемые визгом, радостными возгласами и воплями, запихиваемых в грязь детей, шли другие. Сделав пару снимков и искупавшись в море, мы решили не валяться в лечебной грязи, а двинули на побережье Черного моря. Желающим посетить это славное место, следует иметь ввиду, что сам кратер вулкана тоже глиняный, поэтому в дождливую погоду из вулкана выбраться не удастся.

    Второй вулкан находится прямо в Темрюке на, так называемой, "военной горке". Это самое высокое место в Темрюке, на котором раскинулся музей военной техники под открытым небом. С двух сторон от дороги, ведущей к рынку, живописно расставлены три-четыре десятка самолетов, танков, катюш, пушек, катеров, торпед, морских мин и ракет. Проехать мимо музея невозможно. Все экспонаты заботливо покрашены ядовито-зеленой краской, но смотрятся симпатично. Можно залезть на танк и сфотографироваться. Вид с верха на окрестности - замечательный. Так вот на самой верхушке этой горки есть еще один "вулкан". Правда, маленький и примитивный. В "жерло" можно засунуть только палец, но он тоже булькает и плюется грязью, как настоящий. Грязь высыхает в радиусе 30-50 см, но я подозреваю, что вся эта горка и представляет собой продукт деятельности этого вулкана за миллион лет.

    В Краснодарском крае во многих станицах встречаются памятники Великой Отечественной Войне в виде танков, катюш, пушек и самолетов, устремленных в высь. Никто не забыт и ничто не забыто.

    Что такое хорошие дороги осознаешь только в Краснодарском крае, съехав с федеральной трассы, а особенно - опять заехав на нее на обратном пути. Даже на двух полосных дорогах идеальное, как стекло, покрытие. С технической точки зрения скорость ограничена только возможностями машины. Однако местные жители строго блюдут правила дорожного движения и держат скорость 90 км/час вне населенных пунктов, а в населенных пунктах - строго 60 или 40 (если стоит ограничение скорости). Если перед железнодорожным переездом стоит знак "проезд без остановки запрещен", они все по очереди будут останавливаться и смотреть по сторонам, создавая очередь на пустом месте. Если машина пересекает ж/д переезд без остановки, чуть снизив скорость, значит это приезжий.

    Что не понравилось на их трассах, так это организация кругового движения практически на всех перекрестках. Дело в том, что их круги отличны от наших пропорциями. У нас круг - большой, а дорога подходящая к нему с каждой стороны - одна. То есть, ты вливаешься в круг, некоторое время едешь по нему, а затем сворачиваешь. При пересечениях соблюдаешь правило помехи справа. А там не так. Круг маленький, а дороги, подходящие к нему задолго до круга раздваиваются (на подходящую к кругу и отходящую от кругу полосы) и подходят к кругу рядом со следующей отходящей от круга дорогой. Получается так, что ты все время пересекаешь подходящие и отходящие полосы, а не едешь по кругу. На каждой (!) полосе стоит знак, обозначающий главная ли это дорога или это пересечение с главной дорогой. Стоят эти знаки без видимой системы. Правило помехи справа не действует. Пока не разобрался и не обвыкся было достаточно сложно.

    Назад решили попробовать доехать за один день, без промежуточной ночевки. По результатам дороги "туда" собственно езда заняла около 19 часов, и если стартовать пораньше, теоретически можно подъехать к Москве в начале ночи. Ну не останавливаться же ночевать под Тулой. Тем более, что дорога чем ближе к Москве, тем лучше, и приезжаем мы, в конце концов, домой, а не черт знает куда.

    Так и получилось: выехали ровно в шесть утра, в половине первого ночи пересекли МКАД и прибыли домой ровно в час ночи. Утром быстро прошли довольно пустынный Краснодарский край по хорошим дорогам, после захода солнца быстро шли по хорошим дорогам в 200 км от Москвы. Средняя скорость составила 82 км/час. Как говорят в Camel Trophy: We did it! Ехали практически без остановок, питаясь на ходу и один раз поужинав в кафе под Ельцом. От езды ночью по хорошим трассам я получил удовольствие! Сложно было только в сумерках, когда фары еще не освещают дорогу, а солнце уже не светит.

    Дочке Азовское море понравилось больше всего. Нам в конечном итоге тоже. Море мелкое, чистое, теплое, жилье и питание - относительно дешевое, пляж большой и рядом, народу не очень много. Магазины, рынки, стандартный набор развлечений - все это имеет место быть. С другой стороны - тоска от однообразности, без машины там взвоешь, долго делать нечего, комары. Короче - есть и свои плюсы и минусы, но по совокупности для семейного отдыха это то, что надо. А бездетная молодежь повесится от скуки на ближайшей иве через неделю.

    В данном курортном регионе встречаются машины со всей России, и я очень пожалел, что перед отъездом выложил из машины табличку с цифровыми кодами регионов на номерных знаках автотранспорта. Настоятельно рекомендую иметь ее с собой, будете развлекаться.

    Когда выехали домой из ворот нашей базы в шесть часов утра (!), через 3 минуты встретили 4 машины набитых людьми, у которых горели глаза в ожидании моря. Номера у них были с кодом 29. И я только дома узнал, что они прибыли из Архангельской области. Мы мысленно пожелали им приятного отдыха, представили, что и у нас были точно такие же глаза, когда мы подъезжали сюда две недели назад, позавидовали им и решили, что в следующем годы мы опять поедем на юг на машине.

    P.S.:
    1. Заранее откладывайте деньги на бензин для поездок вдоль курортной зоны, так как на одном месте сидеть быстро надоедает. В нашем случае эта сумма оказалась примерно равной 100 руб в день.
    2. Очень полезно иметь с собой карманный приемник. Новости и музыку хочется слушать не только в машине. В районе Голубицкой в FM диапазоне ловится только Наше радио и Маяк-Кубань, но на Кавказе в курортных зонах диапазон буквально забит станциями.

    Хочу поблагодарить уважаемую конфу "ОиП" за исчерпывающую информацию о дороге, местных достопримечательностях и все такое.

    andor
    (AKA Андрей Миронов)
    Москва-Голубицкая-ЧПК, июль-август 2002.

    P.S. Ваши комментарии и замечания к этому отчету можно опубликовать в конференции "Привал у обочины".

    " AutoBanner System "
    designer & webmaster & administrator : Victor Y.Loukyanov, e-mail : info@luca.ru
    hosting : www.100mat.ru

    Полное или частичное копирование или использование для публикации материалов сайта
    разрешено при наличии ссылки на этот сайт и указании его, как источника используемых материалов.

    | Главная | Конференция | Гостевая | E-mail |

    Rambler's Top100 TopList HotLog