Rambler's Top100 Сетка непроторенных дорог
| Главная | Конференция | Гостевая | E-mail |
"Вокруг Ладоги за три дня"
Санкт-Петербург - Лодейное Поле - Петрозаводск - Кондопога - Олонец - Питкяранта - Сортавала - Рускеала - Лахденпохья - Санкт-Петербург
6-9 августа 2002 года

Отчет любезно предоставлен А.Беляковым (http://srp.spb.ru/).

Планировалось посетить: река Свирь, ночное прохождение судов; Петрозаводск; Кижи; водопад Кивач; курорт «Марциальные воды»; аэродром; Сортавалу; Валаам; мраморные карьеры; водопады у деревни Рускеала. Из всего этого посетили только Свирь, Петрозаводск, Кивач, Олонец (проездом), берег Ладоги, Сортавалу, карьеры и водопады. Пробег по спидометру 1435 километров, бензина израсходовано 129 литров на сумму 1306 рублей. Таким образом, средний расход 9л/100км. Вот такая вот «Нива».

Карта маршрута (62КБ) На карте маршрута красным цветом обозначен маршрут, зеленым - места остановок.

При планировании основной упор делался на посещение природных достопримечательностей и разведку маршрута для будущих путешествий. Кроме того, хотелось приобрести опыт поездок на большие расстояния.

Ехали небольшим семейным экипажем, вдвоем, жена моя по совместительству выполняла роль штурмана и вела записи. На меня были возложены обязанности крутить руль и гайки. В процессе поездки мы несколько раз пытались поменяться местами, но из-за несостоятельности меня как штурмана от этих экспериментов пришлось отказаться.

Много информации по маршруту было получено благодаря интернету. Очень помог сайт Алексея Шварева «Окрестности Петербурга», сайты «Открытое море»(), «Сетка непроторенных дорог» и «Трасса». Материалы этих ресурсов очень пригодились при планировании маршрута, при поиске и посещении водопадов и карьеров.

С другой стороны, вызывает тревогу общедоступность карельских достопримечательностей и масса открытой информации по ним, что может привести к загаживанию красивейших мест. Хочется надеяться, что любители устраивать помойки на месте своих стоянок и бросания пустых бутылок в воду до туда не доберутся.

19:02 Старт с Васильевского острова, полный бак на заправке. Тучков мост, Октябрьская набережная, Володарский мост, Мурманское шоссе.

Подробной карты у нас не оказалось, поэтому по пути заехали в книжный магазин на Гаванской улице. Выбор карт там небогатый, время вечернее, и нам пришлось довольствоваться картой автомобильных дорог Европы. Масштаб и подробность этой карты дали повод моей супруге пошутить в стиле военных летчиков - ну что, опять полетим по пачке беломора? Беломоро-Балтийский канал мы посещать не планировали, а картографические пробелы восполнили в Петрозаводске, купив двухкилометровку.

20:01 Пересекли Неву.

20:26 Между Назией и Нижней Шальдихой заехали на Староладожский канал. Он полностью зарос, эдакое прямое болото с полоской воды посередине.µ Довольно узкий, видимо, баржи по нему тянули бурлаки.

20:52 Проехали вдоль канала по грунтовой дороге до Нижней Шальдихи.

21:11 Выехали на шоссе.

22:00 Пересекли р. Волхов. Справа заброшенная старая церковь, окруженная действующим кладбищем. Церковь видна с моста и в сумерках являет довольно жутковатое зрелище: сорванная обшивка крыши и торчащие стропила, вороны и покосившийся крест. Да еще, вероятно, летучие мыши там живут... Для полноты ощущений не хватает завывания ветра, подозрительных скрипов и гулких шагов за спиной.

22:58 Пересекли р.Паша.

23:28 На всякий случай заправились на «Лукойле». По счетчику проехали 203 километра, долито «до полного» 17 литров. Расход получается около восьми литров на сто километров. Неплохо. Канистру я не взял, поэтому тактика была проста - всегда иметь полный бак, по возможности заправляясь на встреченных заправках и не опуская уровня топлива менее половины бака. Как оказалось, заправок в пути было предостаточно, расстояние между ними никогда не превышало ста километров. Правда, заправка «до полного» иногда вызывала трудности из-за устаревших колонок, не имеющих отсечки, да операторы были к этому, похоже, непривычны. Струя из этих колонок была такова, что из плоского бака «Нивы» бензин начинал выплескиваться, когда свободного места в нем было еще литров десять. Приходилось регулировать напор рукояткой, пуская топливо тонкой струей, колонка «думала» что заправка закончена и выключалась. Не все операторы были в состоянии после этого включить колонку опять. Или не имели такого желания и приходилось скандалить.

23:40 Прехали столбик «200».

1:08 Пора подумать о ночлеге. Проехали Лодейное Поле, переехали мост через Свирь. С моста видна масса навигационных огней, довольно интересное зрелище. Вот только на мосту и вблизи него останавливаться нельзя - милиция бдит, и нас вежливо попросили...

Но на ночную Свирь мы все же посмотрели, сделав хитрый маневр и проехав чуть дальше. Через 5-6 километров (не доезжая знака «238») была обнаружена отвилка от шоссе влево, асфальтовая. От нее тоже есть отвилка влево, но уже грунтовка. Эта грунтовка вывела нас прямо на берег, к огромной куче песка. Видимо, его сюда сгружали с барж. Рядом был обнаружен навигационный знак - здоровый щит с белыми полосами и укрепленной на нем тракторной фарой с синей лампочкой. Полюбовавшись на корабли, отъехали в лес и залегли в машине спать.

9:50 Проснулись раненько, бока болят, спину ломит - вобщем, отдохнули. Позавтракали, посмотрели опять на реку - днем ну совершенно ничего итересного. Не то что ночью, огоньки разноцветные горят, некоторые мигают, баржи проходят с иллюминацией и прожектором светят. Романтика. Выехали по направлению на Петрозаводск.

10:07 Пересекли границу J. Вот она - Республика Карелия. Специальный щит, уведомляющий об этом. И далее - стандартный рекламный щит, на нем надпись - «Будет Карелия сниться». Обманули. Не снилась ни разу. Вместо асфальта со следами «ямочного ремонта» (ямами) начался нормальный, ровный асфальт. Разметка появилась, правда, несколько непривычная. По краям дороги, обозначая обочину, не сплошная линия, а прерывистая. Ночью ее можно принять за осевую и привет...

12:11 Поселок Половина. На обочине множество фур, в поселке есть родник.

Въехали в Петрозаводск. Слегка заплутали - незнакомый город, куда ехать не ясно. По указателям нашли центр и в книжном купили ценную вещь - атлас Карелии. В нем даже карта Петрозаводска оказалась.

Предостережение для водителей: у них - как в Финляндии. Висит знак «40» - едут сорок. Сплошную не пересекают. Если при этом всех со свистом обгоняет иномарка - скорее всего это либо питерец, либо москвич. Перед пешеходным переходом останавливаются и пропускают пешеходов. Я сам еле оттормозился, когда передо мной все машины вдруг встали на переходе. Даже маршрутки встали! Я после этого даже немного расслабился, думал, они здесь спокойные. И тут же получил: маршрутник, лихо отъезжая и пересчитывая на ходу деньги, попытался меня выпихнуть на встречную. Да он в Питере не ездил! Пришлось ему остаться в правом ряду, где машины припаркованные.

Погуляли по набережной, своего рода галерее современного искусства.µ Больше всего понравилась беседка. Издалека, на фоне темной воды белые колонны, такой контраст - вода, камни, на гребнях волн белые барашки, свист ветра и вечность. И беседка, творение человека, стоит себе, и тоже претендует на вечность. И тут же земное: ну что у людей за привычка везде оставлять пустые бутылки из-под пива?! - для фотографирования пришлось встать так, чтобы они были закрыты колонной.µ

14:18 Выехали в Кондопогу, на выезде из Петрозаводска были остановлены сотрудником ГАИ. Это был единственный случай, когда к нам проявили интерес. Документы его вполне удовлетворили, и он даже любезно ответил на вопросы о дороге и ближайших заправках. Название Кондопога, кстати, имеет ударение на второй слог.

14:39 Заправились где-то в районе Шуи. На шоссе был указатель на заправку, но чтобы до нее доехать, пришлось с километр попетлять по каким-то складам, стоянкам и гаражам.

15:15 Заехали в Кондопогу, чтобы купить фотопленку. Пошел мелкий моросящий дождь, а по плану на сегодня посещение заповедника и водопада.

Из Кондопоги выехали по хорошему асфальту, но после развилки в районе Березовки асфальт закончился и началась жуткая грунтовка, да еще в состоянии ремонта.

Торчащие камни, ямы, местами колеи в песке, строительная техника. Мы было увязались за «буханкой» (УАЗ-микроавтобус), но она разогналась километров до восьмидесяти и скрылась. А мы поехали потихоньку, километров 60-70, обгоняя фуры, ползущие со скоростью 20 км/ч.

Отвилка на Кивач явно обозначена указателем, и представляет собой весьма приличную асфальтовую дорогу, идущую практически до самого водопада. На ней то я и услышал гул, как мне показалось, идущий от трансмиссии. Впоследствии (уже в Питере) выяснилось, что это гудел ступичный подшипник, которому скучно стало крутиться в колесе, и он решил отправиться на помойку. Но до помойки он благополучно прокатал нас оставшиеся 700 километров. Он бы, наверное, проехал и больше, но был жестоко ампутирован и предан казни через молоток.

Дорога заканчивается площадкой, на которой можно оставить машину и погулять по окрестностям. Вход на территорию стоит (лето 2002 года) 20 рублей «с носа».µ Кроме самого водопада можно посетить музей природы, в котором есть даже чучело лося, не говоря уже о прочих змеях, хорьках и совах. Медведя, правда, нет. Посмотрели на дендрарий. Это, как я понял, растущие в естественных условиях растения, снабженные пояснительными табличками. Про сам водопад рассказывать бесполезно, это надо видетьµµ, слышать мощный шум воды и ощущать подрагивание камней под ногами. Воздействие на все органы чувств, даже запах воды здесь особенный.

Рядом с водопадом - «деревья счастья», сплошь обвязанные веревочками, тряпочками и полиэтиленовыми пакетами. Не очень эстетично и не к месту.

Отъехав от заповедника, остановились перекусить и отдохнуть. Время позднее, надо думать о ночлеге, но насевшая мошка была тоже не прочь поужинать. Ее было столько! Обычно от насекомых можно спастись в машине, но эта всепроникающая, как гамма-лучи, гадость набилась туда в неимоверных количествах и вынудила таки нас отступить и спасаться бегством.

23:06 Неудачей закончилась попытка приткнутся на ночевку на базу отдыха, мест нет. Внешний осмотр «Нивы» тоже ничего не дал - что-то гудит, даже воет, а что - непонятно. Если на раздатке поставить нейтраль, то все крутится и ничего не воет. Значит, коробка в порядке. Ну и ладно, поедем так. Когда развалится - заметим. Доберемся до Олонца, там видно будет.

9:47 По пути, в Пряже, двигаясь уже в темноте по трассе М-18, заметили указатель направо, в Сортавалу. Можно было бы поехать туда и сократить путь, но на тот момент решение о продолжении маршрута еще не было принято, и мы двигались в сторону Питера, стараясь проехать сколько возможно.

Видимо, мошка нас вчера так напугала, что ночью мы проскочили Олонец аж на 19 километров. Зато удобное место для ночевки оказалось. Ровный сосновый лес, ни комаров, ни мошек. Если ехать из Питера, то за табличкой «Олонец - 19 км» латинскими буквами по правую руку съезд в лес, довольно приличная лесная дорожка. сли увидели километровый столбик «260», значит проехали. Съезд с обочины немного крутоват, но для классики нормально. Воды только нет, ближайшее озеро обнаружено далее по шоссе метров через 300. Оно видно с трассы. Подъезды, берега и состояние воды нами не обследованы.

Развесили сушить спальники, а я опять полез под машину. Долил в трансмиссию масло, еще раз все обследовал. Больше всего думал на передний редуктор, воет-то спереди. Если что, сниму передний кардан и привода и потихоньку поползу. Доедем.

12:24 Проехали олонецкий пост ГАИ. За ним указатель налево, на Олонец. Нам туда.

12:51 В Олонце нашли заправку, заправились. После заправки, у перекрестка, из колонки залили воду в канистру. Со слов местных жителей, пить ее можно в сыром виде. Пробовали потом из нее варить чай, но вода, видимо, щелочная и чай показался редкой гадостью. С непривычки, наверное.

13:20 В поселке Ильинский впечатляющий пешеходный мост через Олонку.µ Такое ощущение, его вертолетом перевозили в большой город, но промахнулись и случайно уронили здесь.J

После поселка остановились на железнодорожном переезде. Где-то на подходе был поезд, поочередно на светофоре загорались красные огни. Простояв минут десять и осмотрев окрестности, обнаружили семафор, по видимому не действующий. Автоматика переезда была тоже, похоже, неисправна, и местные жители, не обращая внимания на светофоры, спокойно переезжали через рельсы. Поехали и мы.

13:55 За поселком Тулокса, вновь переехав железную дорогу, стали искать заезд на берег Ладоги. При съезде с шоссе дорожку пересекала свежевырытая канава, да и в дальнейшем она не представляла собой автостраду, сплошной песок и крутые спуски-подъемы. На второй передаче, с ходу преодолев это безобразие, выскочили на берег. Пустынный многокилометровый пляж, вековые сосны, тишина и минимальное количество следов цивилизации - сказывалась удаленность от крупных городов. Ладожская вода была холодной, и купаться мы не решились, побродили по берегу и пообедали на природе. Надо было здесь остаться на ночевку, отдохнуть, но зуд путешествия не давал покоя. Пришлось ехать дальше.

В прибрежном лесу и на самом пляже были обнаружены многочисленные следы машин, даже не следы, а колеи в песке. Кататься тут могли либо военные, что вряд ли, либо джиперы. В пользу последней версии говорят вешки на пляже. Один-два любителя внедорожных приключений не наносят природе существенного урона, но вот колонна их уже может превратить нормальную дорогу в лесовозную, а лес, где было несолько дорожек, заросших мхом, в лес, где несколько островков мха, а стальное - песок. Место еще приятно тем, что сюда можно приглашать на отдых друзей, которым без конца звонят по телефону. Сотовых сетей здесь пока нет. Чтобы позвонить, надо ехать в Олонец или в Салми.

16:42 Питкяранта. Из достопримечательностей - церковь и зенитное орудие.

16:55 В районе горы Сулку на дороге ремонтные работы. Шоссе проходит прямо сквозь скалу.

17:10 Ляскеля. С моста через Янисиоки видна плотина и пороги. После поселка Рауталахти ехали следом за классикой. После очередного крутого поворота с резким спуском обнаружили ее стоящей посреди дороги, а перед ней - не спеша идущее стадо коров. С трудом оттормозившись, решил в дальнейшем ехать помедленней, а повороты проходить и вовсе ползком.

Неоднократно замечал странную привычку местных водителей ехать посреди дороги, точно по осевой. Причем ладно бы по прямой, когда все видно далеко и можно разъехаться. Так ведь и закрытые повороты они проходят точно также, как будто они на дороге одни. Это вносило определенную нервозность в путешествие и вынуждало держаться поближе к правому краю дороги.

Между Рауталахти и Хелюля часть дороги проходит по берегу Ладоги. Здесь он уже не такой, как в районе Тулоксы. Шоссе петляет по краю обрыва, внизу вода, а справа каменистый склон. Обочины у дороги нет, остановиться негде. Встречные машины иногда были заметны за несколько километров, на противоположной стороне очередного заливчика. С дороги видны скалистые острова.µ

17:48 Доехали почти до Сортавалы, вместо того, чтобы свернуть на Рускеалу. Пришлось возвращаться, за поселком Хелюля свернули на нужную дорогу и поехали смотреть карьеры.

Антиреклама: По пути заправились на колонке «Регина», хозяйка которой нахально не долила литр бензина и отказалась вернуть деньги. Прикинулась валенком и что-то говорила про то, что техника на заправке новая и она не может сделать возврат. Новая техника представляла из себя ржавые ящики со стрелкой, как у почтовых весов, и большой кнопкой, которую надо долбануть, чтобы бензин полился.

20:45 Ужинаем на берегу затопленного мраморного карьера.µ Ухитрились заехать почти к железной лестнице, спускающейся к воде. Мы еще не знали, что на машине туда не пускают, да и заехали какими-то партизанскими тропами, не через шлагбаум. Нива, она такая, все не могу привыкнуть, вечно приходится выезжать изнутри охряняемых территорий, недоуменно пожимая плечами на вопрос, - а как, собственно, вы там оказались? Ну как, как. Ехали по лесу (полю, дороге, болоту), видим - шлагбаум. Решили спросить, где мы. А мы, оказывается, внутри.

Вот и в этот раз возмущенная охранница бросилась наперерез - почему проехали под знак? Какой такой знак? Оказывается, с той стороны, за шлагбаумом, висит знак «кирпич», нарисованный, похоже, на фанерке. А мы и не заезжали здесь... Не поверила, похоже.

Верхняя металлическая площадка лестницы под ногами прогибается, металл тонкий. А вниз на сорок метров почти отвесная стена и вода изумрудного цвета. На той стороне видны штольни, ходы куда-то вглубь окружающей карьер скалы.µµ Жалко нет лодки, можно было бы заглянуть.

Посмотрели на действующий карьер. Впечатляет - внизу маленький-маленький экскаватор и огромные глыбы мрамора. Кусочек взяли на память. Из сотовых сетей присутствовала только FL12, финская, похоже. Граница близко.

21:10 Водопады у деревни Рускеалаµ понравились, почему-то, больше, чем Кивач. Около них стоянка, торгуют сувенирами и жарят шашлыки. Место вполне цивилизованное. Кроме нас, на стоянке уже было две машины, «зубилы» с питерскими номерами. У одной был открыт капот и водитель ковырялся в моторе.

По самому водопаду можно полазать и при желании - искупаться в нем. Напор воды весьма серьезный, но подрагивания почвы, как на Киваче, нет.

22:08 Проехали Сортавалу, довольно большой город. На пристани стоят «метеоры», это, наверное, те, которые плавают к Валааму. В восьмидесятые годы была на острове проблема, туристы вытаптывали тонкий слой почвы, прикрывающий корни деревьев, что шло местной флоре явно не на пользу. Сейчас поток туристов еще более увеличился. Похоже, проблема вытаптывания успешно решена.

После поселка Кортеха асфальт кончается, и к крутым поворотам и перепадам высот добавляется пыльная грунтовка, с торчащими камнями и различных размеров выбоинами. По такой дороге при скорости больше 80-90 «Нива» начинает ехать боком, нивоводы меня поймут, приходится ловить ее, постоянно подруливая. Такая скорость не нужна, да и темнеет уже, едем медленнее.

Лахденпохья. Дорога проходит мимо здания гостиницы. Около нее - финские автобусы. Впоследствии, обгоняя их по жуткой грунтовке, обсуждали - что тянет финнов кататься по нашим дорогам. Неужели в Финляндии смотреть не на что?

В темноте проехали Куркиеки, Хийтолу и Березово. Встречных машин практически нет, а дальний свет их фар заметен издалека по отсветам в небе. За каждой машиной длинный, долго не оседающий хвост пыли. Представляю, как неприятно передвигаться здесь днем, когда машин больше, а видимость их - хуже. Из попутных машин - две фуры и автобус. Водители фур, похоже, сильно устали или дремлют, когда мы их обгоняем они так и продолжают ехать с дальним светом.

Интересные ощущения при ночной езде по такой дороге. Кругом темнота, в зеркалах черно, и фары освещают быстро мелькающую поверхность грунтовки. Иногда, при въезде на высокий холм или в начале крутого спуска, фары светят в пустоту, как будто впереди пропасть.

1:20 После Кузнечного начался асфальт. Дорога также петляет до самого Приозерска. За ним - практически прямая трасса. В Ларионово сворачиваем налево, на дорогу, идущую вдоль берега Ладоги. Очень скоро асфальт заканчивается и начинается грунтовка, правда, ровная. В полной темноте ищем заезд на берег. Сунулись на пару дорожек, но они исчезали метров через пятьдесят. В темноте очень трудно ориентироваться. Наконец нашли дорогу, которая идет в нужном направлении, плоховатая несколько, и очень похожа на лесовозную. И точно, выезжаем на вырубку. Однако дорога продолжается дальше и вдруг начинает ветвиться на массу дорожек. Хорошо, супруга обратила мое внимание на то, что фары светят в пустоту, а то я так бы в Ладогу и уехал, глядючи под колеса и стараясь не завязнуть в песке. Нашли ровное местечко да и заночевали на бережку. Эта сторона Ладоги более посещаема, на утро обнаружили несколько палаток, стоящих в стороне на берегу. А на нашей стоянке оказался деревянный стол и стулья из пеньков, да куча мусора.

10:30 Собрались и поехали. Путешествие закончено, через несколько часов мы будем в городе.

Елена и Алексей Беляковы
Санкт-Петербург - Петрозаводск - Рускеала, август 2002.

P.S. Ваши комментарии и замечания к этому отчету можно опубликовать в конференции "Привал у обочины".

" AutoBanner System "
designer & webmaster & administrator : Victor Y.Loukyanov, e-mail : info@luca.ru
hosting : www.travelone.ru

Полное или частичное копирование или использование для публикации материалов сайта
разрешено при наличии ссылки на этот сайт и указании его, как источника используемых материалов.

| Главная | Конференция | Гостевая | E-mail |

Rambler's Top100 TopList HotLog