Rambler's Top100 Сетка непроторенных дорог
| Главная | Конференция | Гостевая | E-mail |
"В отпуск - до Гамбурга"
Москва - Минск - Варшава - Познань - Берлин - Гамбург -
- Любек - Щецин - Зелена Гура - Легница - Вроцлав - Люблин - Минск - Москва

15-28 ноября 2002 года

В 2002 году мы с женой и пятилетним сыном съездили на машине в Гамбург. У нас кончалась шенгенская виза, выданная еще летом, жалко было ее терять. Вот и поехали.

15.11.02 Москва-Минск
16.11.02 Минск- Варшава
17.11.02 Варшава-Познань - Берлин
20.11.02 Берлин -Гамбург
22.11.02 Гамбург-Любек-Щецин
23.11.02 Щецин-Зелена Гура–Легница-Вроцлав
24.11.02 Вроцлав - Люблин
27.11.02 Люблин-Минск
28.11.02 Минск-Москва

Всего мы проехали 5147 километров от порога до порога, со средним расходом 7.2 литра на сто километров, сожгли 373 литра бензина, двигались со средней скоростью 65.4 километра в час. Проехали насквозь две страны Белоруссию и Польшу.

Основные расходы составили бензин, дорожные платежи, гостиницы. Штрафов на этот раз не заплатили ни копейки.

Гостиницы:
Два раза по $39 - в гостинице «Беларусь» в Минске,
в Варшаве €106 - отель «Форум»,
три ночи по €75 - в гостинице «Альдеа» Берлин,
две ночи по €65 - в отеле «Панорама» Гамбург,
одна ночь €70 - в отеле «Рыцарский», Щецин Польша,
одна ночь около $40 в злотых - во Вроцлаве отель «Орбис» и
три ночи в Люблине в загородном отеле "Заязд под каштанами" - по €75.

Официальные дорожные расходы:
€35 за зеленую карту на машину,
$35 за медицинскую страховку на двоих взрослых и пятилетнего ребенка,
€5 - обязательная страховка машины в Белоруссии,
два раза по $25 за транзит через эту богом избранную страну,
два раза по $6 - платные автострады Беларуси,
польские ваучеры на троих на две недели обошлись в $70

Неформальные расходы:
$80 - за пересечение границы в Домачево без очереди, из них $10 - платеж за экологию белорусскому мусору на шлагбауме.

Двукратная шенгенская виза у нас была получена еще летом за $140 на троих: я, Люся и пятилетний Степка. То есть обошлась нам в $70.

Бензин можно рассчитать так: из 5147 километров около 2000 км мы проехали по России и Белоруссии. При цене 34 цента в России и 48 центов в Белоруссии мы заплатили 69 за 144 литра в СНГ. Остальные 229 литров на 229 Евро сожгли в Европе. В Польше бензин дешевле, где то по 3.40 злотых, то есть 0.87 евро.

Итого: при ночевках в отелях, примерно соответствующих четырем звездам, мы потратили на троих $1.482 за две недели.

Выехали не раньше полудня. Каждый раз даю себе слово выезжать пораньше, но не выходит. Очень ленивый. Чтобы выехать из Москвы города нужен час, не меньше. По Минской трассе пробка, менты перекрывают движение со стороны области и шмонают машины, въезжающие в Москву. Их можно понять – зарплата низкая, повод для взяток на этом направлении всегда найдется. Грех не грабить.

До Смоленска доезжаем без проблем: трасса широкая. Гайцев практически нет. Единственное, что утомляет, постоянные ремонты со сменами полос и ограничением скорости до 40 километров. Машин мало. Уже возвращаясь в Москву, мы видели бесконечные потоки фур, идущих в ночь нам навстречу. Возможно ночью меньше поборов. Дорога по России откровенно скучная. Деревень мало, городов вообще практически нет. В Смоленск мы не заезжали. По дороге туда: было не до Смоленска, впереди Варшава, Берлин и Гамбург. На обратном пути, потому, что когда до дома четыре-пять часов пути рвешь изо всех сил, отлить не выходишь из машины.

Через трассу - арка-рампа с проездами и разделителями для грузовых и легковых авомобилей. Под навесом знак STOP и бродят русские таможенники. Вопросов к нам не возникло. За рампой с левой стороны монументальная карта России – барельеф из камня в традициях семидесятых годов с выпуклыми городами. Проезжаем около километра – зеленый флаг РЭБЭ.

Справа будочка (опознавательный знак – крутятся кексы в куртках с надписью на спине «Белорусский страховщик») - в ней надо купить страховку гражданской ответственности за €5 на пятнадцать дней. Иначе штраф $200 - любой Гаец, вернее Даец (Дэржауна аутамабiльная iнспэкцыя) накажет. Правда, нас ни разу никто не останавливал, а страховку проверили только на границе с Польшей. Но, кто ездил до нас – говорили, что вопрос о страховке – первый и самый болезненный. Внимание: сразу после въезда страшные колдобины, а через три километра – платная трасса (TOLL ROAD)- $3 или 95 рублей. Внимание: белые русы не берут оплату за проезд в собственной валюте. Я не знал этого и пробовал заплатить «рублеуми» на обратной дороге. Не вышло, зашел даже к начальнику «платного поста», тот показал мне какое то постановление, в котором черным по белому написано: «плата взимается в рублях РФ, долларах США, Евро.» К тому же обмен валюты был закрыт. Как объяснил мне операционист, «меня не е**т платные дороги, я деньги меняю, а сейчас у меня перерыв». Логично, мля.

Итак, Белоруссия - наш стратегический партнер, без пяти минут Родина. Унылая страна с плоским рельефом. Трасса широкая с газоном-разделителем посередине. Мусора за неимением поворотов и подъемов-спусков прячутся за ограждением мостов через речки или ховаются, сливаясь с основаниями эстакад через трассу. Штраф за превышение скорости (а это единственное, что Вы можете начудить на трассе) шестнадцать тысяч белорусских рублей, то есть около $8, но если этих, как бы рублей, нет, то взятка вырастает до $20 или соответствующей суммы в рублях. Потому что им, видите ли, нельзя брать штрафы в валюте. А взятки можно. Нелишне иметь около десяти долларов в местной валюте, но надо четко понимать, что обратно их не поменяешь.

Ограничение скорости 100км/ч, западнее Минска много участков, где можно ехать 120км/ч. Лучше всего сесть на хвост местному гонщику и пилить за ним с дистанцией метров двести. Он знает, где сбавить, если конечно он - не местный VIP, кладущий на ограничения. Тогда можно влететь на штраф.

В Белоруссию мы въехали около пяти вечера, уже было темно. Практически сразу попали в туман. Перед машиной видно на десять метров, кусок мокрого асфальта и белая муть впереди. Похоже на компьютерную игру. Из-за тумана, мы не доехали до Бреста, как планировали, а заночевали в Минске. Минск производит приятное впечатление. Широкие улицы, залиты светом. Электричества явно не жалеют, а чего жалеть - оно же на халяву из России. Центр монументальный, хотя и скучноват; в имперском советском стиле несколько красивых церквей и костелов. Самый красивый костел украшен иллюминацией. Игрушечное подворье(!) - новодел, имитирующий старинную застройку. Справедливости ради надо сказать, что послевоенная архитектура Минска, а другой не осталось, город был полностью разрушен, интереснее застройки среднего Российского города.

Переночевали в гостинице «Беларусь» (Минск, ул. Сторожевская,15, тел.: +375(17)2097693), в центре города, номер на двоих с завтраком $38 (для иностранцев), паркинг - еще $2. Кухня в ресторане хорошая. У лифтов стоит жлобоватого вида охранник, а перед входом в гостиницу - швейцар. Последний пытался не дать запарковаться у дверей, объясняя, что там паркуется американский посол, а охранник требовал карту гостя, пока я носился вверх и вниз, таскал рюкзаки. Оба были посланы и не выступали. Народ вообще очень спокойный, наши поагрессивнее и похамоватее. Женщин, продающих свою красоту, в гостиницу не пускают, поэтому одна девушка сидела на диванчике в холле у администрации, а вторая стояла у входных дверей. Когда кто-нибудь, достойный, по ее мнению, звания потенциального клиента, проходил поблизости - красавица делала что-то вроде урезанного танцевального па, качала бедрами, как механическая кукла, и улыбалась. На меня - ноль внимания, что неудивительно: меня и охранник не хотел без карты гостя пропускать. Зато утром в полвосьмого раздался звонок в номере. Девичий голос предложил утренний интим со скидкой. Бизнес дезорганизован, потому что жрицы любви не знают, в каком номере мужчины, а в каком семейные пары с детьми.

Утром снова ехали в тумане, но солнце растопило его к полудню, и мы рванули к границе. Судя по количеству знаков «Осторожно туман» - это постоянное явление в этих краях.

Практически все вывески за Минском - на белорусском языке; хотя никакой реакции отторжения не вызывают. Если сравнивать с войной вывесок на русском и украинских языках в Украине. Орфография очень непривычна для глаз. Например, название кафе: «Жар-птушка».

В Белоруссии всего три автомобильных пограничных перехода, открытых для россиян. Один в Бресте: Варшавский мост - Тересполь, второй Домачево - Славатыче, третий - Гродно.

Город Домачево расположен в 40км от Бреста. Сначала стоит въехать на Варшавский мост - конечную точку трассы Москва-Брест - и оценить длину очереди из автомобилей. Прямо перед границей - поворот налево на Домачево. Машин было полно и на мосту, и в Домачево. Хвост тянулся на два километра. Вся очередь состояла из белорусских машин. Как только мы подъехали, к нам подлетел юноша на Гольфе и предложил пройти границу за 1ч. и $150. Начались танцы с лохами:
- Это нереальная цифра, мы и так пройдем…
- Зависнете на сутки, а так час - и Вы в Польше…
- Я сейчас пойду и договорюсь с пограничником за десять долларов…
- Да кто с тобой будет разговаривать, они берут деньги только через нас, я тут девять лет работаю…
- В конце концов, проеду через Украину… (От Домачево до украинской границы 15км и до украинско-польской - около 40км)
- А ты думаешь из Украины спиртовозы не ездят?

Основную часть очереди составляют так называемые "спиртовозы" - убитые иномарки, на которых народ таскает водку в Польшу. В Польше огненная вода стоит в два раза дороже, чем в России, и, можно предположить, что в четыре раза дороже белорусской, исходя из масштаба цен. При мне поляки обыскивали багажники белорусов и даже поднимали сиденья в салонах, но достаточно вяло и ничего ни у кого не нашли. (Хотя на польской стороне стоит даже портативная рентгеновская установка на колесах.)

Я пошел вдоль очереди к милиционеру у шлагбаума, запускавшему машины на пограничную территорию. С другой стороны очереди параллельно ехал Шурик. Так звали нашего «помощника» на Гольфе. Он непрерывно говорил по мобильному, скорее всего, звонил менту. Страж порядка страшно надулся, когда я предложил ему десять долларов за проезд без очереди. Шурик светился от счастья и тараторил: «вот видишь, вот видишь». Мы стали торговаться. Торговались минут двадцать. Я напирал на то, что знаю, что пройти границу, раздав взятки всем официальным заинтересованным лицам стоит сорок долларов, (информация любезно предоставленная контрабандистом Сережей, регулярно пересекающим границу на бусике, полном левого товара.) Шурик напирал на то, что моя ситуация безвыходна: «Сам видишь, не берут… А тебе ребенка не жалко в машине мурыжить? Я тебе говорю: час - и ты в Польше…»

В результате договорились за $80, в которые входят официальные платежи: $10 за экологию и $20 за транзит через Беларусь. Шурик сел в нашу машину, проехал с нами за шлагбаум, довез до нейтральной полосы и, получив деньги, оставил в маленькой очереди из пяти машин, упиравшейся в очередной шлагбаум с пограничником и зелено–красным флагом Республики Беларусь.

- На сегодня пароль: "забыл доверенность на ребенка, ездил за ней".
- А ты куда?
- Не буду же я с каждой машиной на границу въезжать… Да ты не бзди, я же здесь.

Про каждую машину - это он со зла. Я, пожалуй, был его единственным клиентом в тот день. Я видел только один джип с русскими номерами из Питера на Варшавском мосту.

Представьте себе сумерки, холодно, в машине жена Люся и ребенок, и я, судя по всему, свежеразведенный лох. Так я думал, подползая с очередью к пограничному шлагбауму. Поравнявшись с пограничником, я произнес пароль с глупым видом. Офицер спокойно кивнул и выдал мне талончик с уже проставленными штампами пограничного и таможенного контроля.

Остальное было делом двух часов. Очередь медленно переползла через Буг, и мы въехали на польский терминал «Славатыче». На нем проводился совместный контроль поляков и белорусов. Белорусов интересовало, везем ли мы икру, а поляков есть ли водка и сколько.

В очереди мы, наверное, были единственными, у кого водки не было.

Надо отметить, что у ребенка с шести лет должен быть отдельный паспорт, иначе возникают проблемы. Кроме того, проверяя, не вывозим ли мы чужого ребенка, Степу спросили, кто его мама и папа. Степыч так растерялся, что не сразу ответил. Через двести метров после выезда на трассе будка и мужик лет пятидесяти собирает местный налог полтора злотого, это около тридцати центов. В принципе можно не платить.

Дороги узкие, но покрытие хорошее. Правила поведения очень просты. Если хочешь обогнать того, кто перед тобой, включаешь левый поворотник. Машина, идущая впереди, уходит вправо на обочину (которые практически на всех дорогах широкие и заасфальтированные). Когда обогнал, считается хорошим тоном мигнуть аварийкой. Если едешь за фурой, этот номер не проходит, потому что фура не поместится на обочине и часто за ней ничего не видно. В этой ситуации надо спокойно дожидаться, пока грузовик мигнет правым поворотником: знак свободной встречной полосы. Я несколько побаивался сначала вылетать на встречную, не видя что там: может у дальнобойщика просто чувство юмора своеобразное или ему интересно, что будет если столкнуть лоб в лоб Рено Меган и Форд Фокус: краш-тест. Потом привык и пользовался любезностью грузовиков. Полицейских я видел всего два раза. Основное, о чем надо помнить - днем ездить с включенным ближним светом, не иметь антирадара (он запрещен). В городе можно поворачивать направо при красном сигнале светофора, пропустив пешеходов и машины. Часто при горящей правой стрелке в правом ряду стоят машины, едущие прямо и не дающие повернуть. Не нервничайте, повернете на красный или на зеленый, когда стрелка погаснет.

При въезде в населенные пункты сначала обозначена граница города – название на белой таблице, а потом знак застройки – силуэт домов и башен на белой таблице. Это так называемый район застройки, именно с этого знака Вас обязывают ограничения скорости в городе. Коричневые знаки на дороге обозначают достопримечательности, которые вы проезжаете. Иногда при въезде в городки над дорогой висит плакат «KONTROLA RADAROWA». Через несколько сот метров над дорогой висит экран, на котором высвечивается наша скорость. Если она превышает разрешенную, высвечивается надпись «zwolnij» - езжай медленнее. Честно говоря, я ждал после этого кары, но никаких санкций не последовало. В городах при патрулировании дорожная полиция использует видеозапись и фотоавтоматы для доказывания нарушений ПДД.

Опасные места обозначены желтым квадратом со стилизованным изображением черепа и скрещенных костей и надписью «czarny punkт», под ними - количество погибших и раненных в этом месте. На заправках от границы до Варшавы принимают доллары, евро, кое-где и рубли, правда, по менее выгодному курсу, чем в обменниках- «kantor». Вдоль дороги хватает мотелей и ресторанов. Правда, ближе к немецкой границе их значительно больше и с виду они презентабельнее. Мы не стали останавливаться в мотеле, доехали до Варшавы и остановились в отеле "Форум", просто потому, что останавливались там раньше, а потом после всех приключений хотелось комфорта и расслабухи. Novotel Warszawa CENTRUM 00-511 Warszawa ul. Nowogrodzka 24/26 tel.+48 (22) 6210271

Весь следующий день ехали по трассе Варшава-Берлин, через Познань. Дорога приятная, проходит через небольшие опрятные городки. По обочинам крестьяне продают очень вкусные яблоки и овощи. Единственное неудобство – очень много фур: наши, польские, белорусские, украинские, словенские, турецкие, немецкие, голландские, была даже одна казахская, и, конечно, прибалтийские. В Смоленской области обращаешь внимание на московские номера, в Белоруссии на российские, в Польше «своими» становятся белорусские и украинские, а под Гамбургом мы радостно перемигивались и махали руками друг другу с «земляком» из Эстонии. Хотя в Хельсинки этим летом мужик-эстонец, вышедший из терминала парома "Хельсинки-Таллин" и услышавший русскую речьб бурчал нам, что-то недоброе.

Злые слухи о мафии в Польше мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть, сами мы с этим не сталкивались, хотя три дня жили и ездили на российских номерах по Люблину, городу, расположенному у польско-белорусской и польско-украинской границ. В любом случае слухи о продажности и коррумпированности польских полицейских, которые чуть ли не в сговоре с рэкетирами – полная чушь. В любой сложной ситуации необходимо прежде всего искать полицейского: менты они, конечно, везде менты, но польские помогут и не ограбят в отличие от наших - они неплохо зарабатывают, а при средней безработице в 17% от общего населения страны становится возможным не набирать в полицию отбросы общества.

Вообще неприязнь к полякам у русских, по-моему, сильнее, чем наоборот. Конечно, поляки помнят все обиды, нанесенные им восточным соседом. Но у них претензии больше к государству, а не к людям. Кроме того, наша привычка не принимать Польшу всерьез не дает возможности присмотреться к ней и увидеть, что это очень динамично развивающаяся страна, с сильными культурными и историческими традициями, массой великолепных мест: природных и старинных памятников, удобной и развитой инфраструктурой для отдыха и туризма.

В сумерки заехали в Познань. Старый город невелик, но красоты неописуемой. Пробежали галопом, как японские туристы и рванули к границе: пограничный переход Франкфурт-на-Одере. За 8км до перехода выстраивается очередь из грузовиков, но легковая очередь небольшая. Тем не менее, справа и слева ее объезжают машины с польскими и немецкими номерами. Мы не стали хамить и отстояли минут двадцать до въезда за шлагбаум.

На терминале четыре прохода, надо вставать в самый правый, он проходит быстрее. Немецкого пограничника не смутила финская виза, формальности заняли не более пяти минут. Также немца не интересовали: медицинская страховка, зеленая карта, права и документы на машину. Зато все эти документы были затребованы на выезде из Германии. Знакомые в Польше объяснили это тем, что если у тебя нет каких-то документов при въезде, всегда можно дооформить их на границе, а если их нет на выезде, то придется платить штраф, а бюджету всегда нужны деньги. Кстати, при въезде в Польшу из Белоруссии с нас не потребовали никаких документов, кроме паспорта - ни ваучера, ни страховки. На въезде из Германии хотели поставить транзитную визу, но поскольку она действительна сорок восемь часов, а нам было нужно больше времени, предъявили ваучер.

Сразу за терминалом шоссе становится 6-полосным, ограничение скорости кое-где 120км/ч, но в основном просто отсутствует. Машины мчатся, кто сколько выжмет. При скорости 140-150км/ч нас постоянно обгоняли слева.

Через час мы были в Берлине. Три дня жизни в Берлине не имеют отношения к путешествию.

За эти три дня я не видел ни одного автомобиля с номерами восточнее польских и так и не понял, как бороться с парковкой. Парковка на паркинге очень дорога: €2 в час, а на улице нет мест и паркомат ограничивает время стоянки одним часом, кое-где тридцатью минутами. Я высыпал все накопившиеся парковочные билеты на торпеду, чтобы внести путаницу, хотя подозреваю, что эта хитрость ни к чему бы не привела. К счастью, я ни разу не видел, чтобы кто-то проверял парковку. Логичнее всего селиться в гостинице в центре с бесплатным или недорогим паркингом. А по городу перемещаться пешком или на метро.

Из Берлина мы рванули в Гамбург. 400км по отличной трассе проскочили за 4 часа с перерывом на обед.

Из Гамбурга поехали в Щецин (Польша), через красивейший город Любек, который осматривали бегом ("по-японски"), потому что надо было успеть пересечь границу до полуночи - виза кончалась, как у Золушки (ровно в полночь, тебя внесут в злой компьютер и ты станешь невыездным лет на пять).

Как назло, поехали по местной дороге, пятница - попали в пробку из немцев, едущих на уикенд. Немецкая пробка – это медленное и равномерное движение каждого автомобиля по своему ряду со скоростью 20-40км/ч без выездов на встречную полосу. Хочется рвануть по встречной невероятно. Тем не менее, проехав через чистенькие и опрятные гедеэрешные Нойбрандербург и Клишвиц, мы к десяти вечера пересекли границу и через 40км были в Щецине.

Щецин – типичный Ганзейский город, отданный Польше после второй мировой войны. Мы разговорились с хозяином гостиницы «Рыцерска» (“Rycerska”). На вопрос, кому же все-таки исторически принадлежит город, он ответил, что этого не знает никто. После войны западные территории - «ziemi odzyskane» - заселялись западными украинцами, которых, в свою очередь, польская госбезопасность выселяла с восточных территорий Польши в ходе «зачисток» так называемой операции «Сан». Или на запад, или в СССР – по крайней мере, хоть какой-то выбор. Поэтому на северо-западе Польши до сих пор живет достаточно большая украинская община. В Щецине остались два старинных замка, костелы. Город достаточно запущен и беден, хотя в нем находится порт. Конечно, он менее обветшалый, чем Калининград, но, видно, на оккупированных территориях счастья не построить. Приграничные контрасты вообще сильно режут глаза: попробуйте заехать во Львов или Брест из Польши, или в Выборг из Финляндии.

Из Щецина спустились на юг до Вроцлава. Дороги не широкие, но ровные, машин немного, места красивые: леса, старинные городки, замки, костелы.

Во Вроцлаве – четырехзвездный, «без дураков», отель «Орбис» дает на субботу–воскресенье туристическую скидку: номер на двоих стоит не €110, а €40. Orbis Hotel Wroclaw ul.Powstancow Slaskich 7, 53-332 Wroclaw tel.+48(71) 361-66-17 www.orbis.pl

Вроцлав не бомбили, поэтому центр невероятно красив. В Польше три крупных города, кроме Варшавы, которые обязательно надо посмотреть: Краков, Гданьск и Вроцлав. Ирония заключается в том, что эти города до не очень давнего времени не входили в состав Польши.

Из Вроцлава поехали в Люблин по делам… В центре Люблина - цитадель, в которой во время войны была тюрьма гестапо, а после войны - тюрьма СБ, польского аналога НКВД. Старый город только реставрируется, но это не мешает его обаянию. Ровно в полдень на ратуше трубач трубит на четыре стороны света.

От Люблина до белорусской границы - 100км. На том же пограничном переезде Домачево нас задержали поляки. Новые машины должны проверяться на угон при выезде из Польши. Московские номера и подтверждение въезда через тот же пост неделю назад - не причина для проезда без проверки. Срок проверки - до 7 часов. Я думал, что это способ вымогательства. Поговорил в очереди с постоянно ездящим народом - оказалось нет, даже если будешь предлагать деньги – не возьмут. Я все время ходил за офицерами и нудил насчет ребенка в машине, антирусских настроений, славянского братства, бюрократии и дурных законов. Проверка заняла час. Не знаю - я вынудил свое или просто удачно сложились обстоятельства.

Дальше все известно: за рекой - Республика Беларусь, "двадцатка" за транзит, ночь в Минске, $6 за платные дороги, хвост из грузовиков - здравствуй, Родина. За 30км до Москвы видна подсвеченная башня МГУ - дом, милый дом. Первую неделю нет никакого желания никуда ехать, потом начинаешь посматривать на карту…

Сергей Кузнецов
Москва-Беларусь-Польша-Германия, ноябрь 2002.

P.S. Ваши комментарии и замечания к этому отчету можно опубликовать в конференции "Привал у обочины".

" AutoBanner System "
designer & webmaster & administrator : Victor Y.Loukyanov, e-mail : info@luca.ru
hosting : www.travelone.ru

Полное или частичное копирование или использование для публикации материалов сайта
разрешено при наличии ссылки на этот сайт и указании его, как источника используемых материалов.

| Главная | Конференция | Гостевая | E-mail |

Rambler's Top100 TopList HotLog