Rambler's Top100 Сетка непроторенных дорог
| Главная | Конференция | Дорожный Треп | Гостевая | E-mail |
"Первый отпуск на колесах"
Мончегорск-Кемь-С.Петербург-В.Устюг-с.Ильинское-Луза и обратно
10-31 июля 2001 года

Моей давней мечтой было съездить в отпуск на собственной машине. Но... сначала не было машины. А когда 2 августа 2000 г. она появилась - уже закончился отпуск. Впрочем, я бы все равно прошлым летом в отпуск на ней не поехал: без опыта вождения делать это, думаю, просто безумие.

Прошел почти год. Опыт - не опыт, но кое-какие навыки появились. К 10 июля нынешнего, 2001 года наездил я на своей Симе (ВАЗ-2107) 5 тыс. км. Не много, конечно, но уже что-то. Да и мог уже, как минимум, свечи-колеса поменять, что-то где-то подкрутить-поднастроить... Не ас, прямо скажу, но уже как бы и не совсем "чайник". Хотя... Себя ведь только в зеркале видно, а оно, как известно, все переворачивает слева-направо и наоборот.

Ну, ладно. Короче говоря, решился. Первым делом посмотрели с родственником (вот он - спец) машину на предмет возможных слабых мест. Подкрутили-подтянули-подчистили. Поменял я по его совету воздушный фильтр и фильтр тонкой очистки топлива. Больше вроде бы ничего... Ну, давление в шинах, естественно, проверил, стекло лобовое протер... Взял в дорогу бутылочку тосола, тормозухи, масла...

Кстати, о масле. Оно у меня, зараза, расходуется довольно-таки быстро. Почти сразу после покупки машины я это обнаружил (машина 1995 г. выпуска, пробег был 59 тыс.). Поменял маслоотражательные колпачки - стало лучше, но не совсем... И вот точно никто не мог мне ничего посоветовать. Тот же родственник грешил на сальники, но посмотрел, говорит, что нет. Возможно, это все-таки кольца, хотя он почему-то упрямо не хочет в это верить... Но "убегало" масло все-таки не так, чтобы уж совсем, чтобы уж и не ехать теперь никуда! Что делать, Сима моя - уж давно не девочка, чтоб совсем-таки без греха, хотя в целом - еще вполне ничего! Красненькая такая, ядрененькая!

Но я отвлекся. Итак, еще я взял с собой крышку трамблера с проводами, свечи, ну, понятно, ключики-отверточки-пассатижики всякие там (довольно хиленький, честно говоря, набор инструментов), клей, изоленту, проволоку. Купил свежую аптечку и буксировочный трос. Заправил полный бак на местном "Статойле" (совместное российско-норвежское предприятие) по 8-40 за литр 92-го бензина.

10 июля.

0(64.077)км. 9:11. Отъезд.

Итак, 10 июля в 9 часов 11 минут тронулись мы с женой Мариной и сыновьями Максимом (10 лет) и Денисом (9 лет) от родного порога. А порог этот находится в городе Мончегорске Мурманской обл. (в 135 км от областного центра). Целью нашей поездки было село Ильинское, что в 30 км от города Великий Устюг Вологодской области. По пути нам обязательно нужно было заехать в Санкт-Петербург, чего я откровенно побаивался (наш город - 65 тыс. населения, и в более крупных населенных пунктах я просто не бывал).

Нужно отметить, что выспался я перед дорогой плохо. Сказалось, видимо, волнение. Долго не мог уснуть, просыпался постоянно... Даже запланированное время выезда на час сдвинули, но помогло это мало. Знаю, что это плохо, но что делать. Чувствовал я себя все-таки хорошо, бодро, настроение было светлым и радостным. Правда небо хмурилось тучками, но я подумал, что это даже к лучшему: не жарко, и солнце глаза не слепит. В общем, поехали.

Детям я дал блокнот с целью записывать "хронокилометраж" нашей поездки. Время от времени я диктовал им данные, то бишь время, показание счетчика, название населенных пунктов, цену и количество заливаемого бензина и т.п. Кстати, на момент отъезда на одометре было 64 077 км, счетчик я, понятно, обнулил.

38 км. 9:47. Отворотка на Апатиты.

69 км. 10:07. Отворотка на Ковдор.

90 км. 10:27. Проехали Полярные Зори.

117 км. 10:45. Отворотка на Кандалакшу.

166 км. 11:20. Проехали Зеленоборский.

Первые 60 км пути были для меня знакомыми (ездил за грибами-ягодами), дальше стало уже интересней. Правда, пока лишь в познавательном плане, но не в плане дороги. Если первые километров 90 дорога была хорошей, то где-то после Полярных Зорь пошли сплошные строительные работы ("копательные работы", - как называла соответственные знаки моя жена). Кое-где минут по 20 приходилось ползти на 2-й передаче по крупному гравию или песку среди таких же товарищей по несчастью. Так продолжалось почти до Кандалакши с небольшими перерывами. Только я было обрадовался, что эта фигня кончилась - после Кандалакши она началась снова, в несколько меньших, правда, масштабах.

208 км. 11:57. Граница с Карелией.

И вот, наконец, граница с Карелией! Отъехали мы к этому моменту 208 км. Но еще километров за 50 до этого я почувствовал очень неприятные ощущения в коленях, особенно в правом. Оно все сильнее и сильнее ныло. Поехали дальше. В Карелии "копательные работы" кончились, а зря! Вот уж где они нужны в первую очередь! Дорога постепенно стала походить на нечто непотребное. Она словно бы заразилась какой-то кожно-асфальтовой (дермо-асфальтовой) болезней: покрылась язвами, коростами! По ней не только ехать - смотреть на нее было противно! Но ехали, что делать!

211 км. 12:00. Проехали Полярный Круг.

215 км. 12:04-12:27. Привал.

Пришлось сделать первый привал, все равно уже пора было, 2 часа 40 минут проехали и 215 км соответственно. Походил, попрыгал - колени прошли. К этому времени и погода стала солнечной, почти жаркой, овода и слепни залетали. (Правое колено, кстати, так и начинало болеть всю дорогу через каждые 1,5-2 часа непрерывной езды.)

244 км. 12:49. Отворотка на Чупу.

272 км. 13:08. Прошли отворотку на Лоухи.

320 км. 13:45-13:50. Привал.

По времени (а оно подходило к 15 часам) должна уже быть на подходе Кемь. Мы решили остановиться где-нибудь там перекусить и заправиться. Дорога стала лучше. Можно сказать, почти хорошей. Я постепенно увеличивал скорость и ехал уже не 70-80, как до этого, а 90-100-110...

Вот и отворотка на Кемь. До Кеми - 15 км. Жена предложила съездить туда, поискать столовую или кафе и пообедать. Но мне очень жаль было терять времени (15 км - туда, 15 - оттуда, там еще в городе крутиться, искать харчевню), и я предложил ехать дальше в надежде, что и у дороги что-нибудь увидим. Переехали мост через реку Кемь, справа здание электростанции, дорога пошла чуть вверх с поворотом направо, и вдруг справа открывается "Закусочная"! Неожиданно. Я хоть и ехал уже медленней (80 может быть), но решение нужно было принимать быстро, благо на грунтовом пятачке перед "Закусочной" стояла "фура" и нужно было поворачивать перед ней, иначе пришлось бы разворачиваться или возвращаться задним ходом. О-хо-хо, так бы и надо было мне делать! Но я, притормозив еще (скорость наверняка была 30-40, хотя мне после трассы казалось, что машина уже еле катится), свернул вправо, на стоянку. Перед глазами (и сразу же - под колесами) появилось углубление из-под высохшей лужи, а на дне его...

427 км. 15:07. Авария.

Нет, я его не видел (жена позже сказала, что не видела тоже), я его услышал! Душераздирающий скрежет раздираемого о камень металла, и не просто металла, а металла моей Симы! Машина резко встала и заглохла. Сзади стукнулись о передние спинки дети (не сильно, слава Богу, у Максима только чуть покраснела щека под глазом). Марина крикнула: "Осторожней!", но было уже поздно. Я понял уже, что сломал машину, но еще инстинктивно повернул ключ зажигания. Двигатель завелся, я включил заднюю передачу, чтобы съехать с камня, машина отвратительно заскрежетала, съехала на метр назад и заглохла снова.

Не помня себя, я выскочил из салона, заглянул вниз и увидел страшную картину: возле левого переднего колеса все было покорежено и измято, свисая вниз отвратительными культяпками, из пробитого картера вытекало масло, само колесо было прижато к самому крылу со смятой и задранной защитой!

"Я сломал машину!!!" - как дурной, завопил я и забегал кругами вокруг нее. "Успокойся, возьми себя в руки!" - увещевала жена.

Хорошо, что у меня именно такая жена (бывает же!). Если бы мне в тот момент еще и брякнули что-нибудь типа: "Куда ты смотрел, долбанный ездюк!", я бы, наверное, побежал прыгать в протекающую невдалеке Кемь, благо мост над нею был довольно высок и удобен для подобных мероприятий.

Не буду подробно описывать все переживания и события последующих двух суток (именно на столько мы застряли в Кеми), расскажу только главное (кое что, возможно, пригодится будущим путешественникам по тем краям).

Добрался я до Кеми на "Волге" товарища по несчастью - тоже из Мурманской области. У него накрылся задний амортизатор, но он хоть мог ехать самостоятельно! До Кеми от трассы, как я уже писал, 15 км, по пути встречается еще поселок Сокол, но он ничем не примечателен. В Кеми нам подсказали авторемонтную мастерскую (она между ж/д вокзалом и центром чуть в стороне "на горе", как говорят местные, от центральной улицы), однако, хоть на вывеске и значилось время работы с 10 до 18, в 16-00 все было закрыто. Опрашивая местное население, выяснили, что есть еще авторемонт на въезде в город ("на пятом километре", так они, по-моему, сказали). Нашли. Небольшое здание из серого силикатного кирпича с двумя гаражными воротами, вывеска "Авторемонт. ИЧП Силин М.В. тел. 28-2-08). В этой мастерской вовсю кипела жизнь. Два паренька ковырялись в "УАЗике", на улице возле "МАЗа" со снятым колесом гремел железками еще один (видимо, все же хозяин этого "МАЗа").

Я рассказал ребятам свою историю и слезно (почти) попросил помочь. Они сказали, что скоро приедет главный и будет решать. Минут через 40 приехал Силин М.В. (Михаил), и еще через полчасика поехали мы на его "девятке" к месту происшествия. Силин М.В. сокрушенно мотал головой, осматривая мою Симу, и вынес вердикт, что ее нужно в любом случае тащить в мастерскую (я это предполагал и сам). Пока же он отвез меня с женой и детьми в гостиницу, где нам посоветовали обратиться в туркомплекс "Кемь", который расположился через дорогу (и гостиница и туркомплекс находятся метрах в 300 от центральной площади (где ДК и почта)). В туркомплексе нам любезно предоставили двухместный номер по 100 руб. за койко-место. Пристроив своих, я с Михаилом поехал к нему в мастерскую, где взяв еще одного паренька и веревки, поехали за моей машиной.

Оказалось, что у нее вырвана и перекручена балка (не считая прилегающих деталей) с левой стороны. Чтобы колесо хоть немного отошло от крыла и могло крутиться, привязали трос рядом с ним и несколько раз сильно дернули "девяткой". Паренек сел в мою машину, я - в "девятку" Силина, и мы потащились очень-очень медленно в сторону Кеми. Я молился про себя всю дорогу, чтобы мы доехали; то же самое, только вслух, делал Силин М.В., упоминая, что если вдруг что, то нужен будет кран и т.п. Крана он явно не хотел, я - тем более. Благодаря нашим молитвам, мы доехали.

11 июля.

Следующий день ушел на осмотр, оханья и аханья ремонтников ("Мы такой сложный ремонт вообще-то не делаем, - сказал мне Михаил, - но, исходя из ситуации..."). Ближе к вечеру Михаил заехал за мной, и мы поехали в магазин за запчастями. Купили балку, нижний рычаг, передний амортизатор, еще кой-какую мелочь. На все это ушло 813 руб. Еще на следующий день начался непосредственно ремонт. Приделали ребята новую балку (пришлось сверлить сквозные отверстия и крепить болтами), заменили сломанные детали. В пять часов вечера я "галопом" помчался в другой ремонт (который был закрыт в первый день) делать сход-развал. Там долго уговаривал мастера, который ссылался на жару и усталость, но сход-развал он все же сделал (200 руб.). Вернулся к ребятам в мастерскую, они довинтили оставшееся, кроме стабилизатора поперечной устойчивости, поскольку нужно было для него приварить два болта (шпильки), а у них не было нужной сварки. "Приварите по дороге", - сказали мне ребята. (Стабилизатор этот до сих пор лежит у меня в багажнике.)

12 июля.

Настал час расплаты. Самого Михаила Силина в этот день не было, а ребята, сославшись на него, взяли с меня следующие суммы: 1500 руб. за сам ремонт (собственно, об этой сумме и шла речь у меня с Михаилом первоначально) и еще 1000 руб. за то, что дотянули (не знаю, сколько это стоит, но без них я бы все равно никак не дотянул, так что не очень жалко), еще за какие-то докупленные (уже ими) детали и за масло. Итого 813 + 200 + 1500 + 1000 = 3513 руб. Ну и еще ночлег за двое с половиной суток: 2х100 + 2х100 + 2х50 = 500 руб.

Итого Кемь "забрала" у нас больше двух суток времени, 4013 руб. (не считая еды) денег и тонну нервов. Однако, я искренне благодарен Михаилу Силину и его ребятам за помощь! Куда бы я без них? Ну да, может не шибко расторопно (но ведь и кроме меня у них куча работы!), может чуть-чуть дороговато (альтернативы все равно не было, в той, другой мастерской на следующий день мне сказали, что освободятся только через неделю!), но ведь сделали, спасли, выручили! Молодцы, ребята! Спасибо им большое!

Ну, и пару слов о самом городе и о туркомплексе. Городок небольшой, но аккуратненький и (что удивительно при полном отсутствии урн!) чистый. Ему 200 с лишним лет. Главная улица, берущая начало от ж/д вокзала и тянущаяся через весь город (Пролетарская вроде бы) упирается в берег реки Кемь, в которой раньше, до постройки электростанций (их там штук 6 что ли), водилось очень много семги (по словам Силина М.В.). Я ходил везде пешком (ждать маршрутку, думаю, было бы дольше). В центре здания каменные, по краям - деревянные: двухэтажные и частные избы. Интересны каменные холмы по краям и даже в черте города. Такие как бы огромные валуны.

ОАО Туркомплекс "Кемь". Двухэтажное деревянное здание с фасадом, очень красиво выложенным камнями. Внутри - чисто. В номерах, кроме кроватей - стол, два стула, две тумбочки, шкаф. Туалет и умывальники - отдельные комнаты по коридору. Душа нет, горячей воды - тоже. За 100 руб. - очень даже замечательно.

Вопрос о том, ночевать ли нам третью ночь там, или все-таки поехать, хотя было уже семь вечера, решился быстро и единогласно: ЕХАТЬ! Всем уже просто осточертел этот милый (действительно неплохой, просто ситуация удручающая, поэтому ничего было не в радость - пусть поймут и простят меня его жители!) город. И мы тронулись.

458 км. 19:00. Отъезд от гостиницы, заправка.

Сразу же заехали на заправку (она как раз рядом с мастерской г.Силина) "ТНК" ("Тюменская нефтяная компания"). Приятно удивила цена бензина: 7-80.

479(427км)км. 19:45-19:50. Место аварии.

В 19-50 были мы на месте нашей аварии. Все-таки жена с детьми зашли в злополучную "Закусочную" (купили питья), а я бросил злобный взгляд на злополучный камень. Поехали дальше.

531 км. 20:35-20:40. Привал.

538 км. 20:45. Отворотка на Беломорск.

591 км. 21:25. Отворотка на Надвоицы.

Я, понятно, ехал очень осторожно и медленно (не более 80), проверяя качество ремонта. Да и дорога опять пошла "прокаженная" - в "коростах" и "язвах". Только ближе к Сегеже дорога стала более приемлемой, и я осмеливался уже "разгоняться" до 90, порой до 100 км/ч.

619 км. 21:47. Прошли отворотку на Сегежу.

За Сегежей стало хорошо (дорога в смысле). До Медвежьегорска доехали без проблем (сами города - в стороне от трассы, я имею в виду отворотки), сделали привал. Было уже 23:09.

721 км. 23:09-23:40. Развязка на Медвежьегорск. Привал.

Начинало смеркаться. Чувствовал я себя хорошо и даже радостно (наконец-то едем!!!), спать не хотелось, и я решил пока ехать, сколько смогу. В 23:40, после перекуса, тронулись дальше. Дети благополучно заснули на заднем сиденье, а я ехал и ехал. Стемнело, я ехал совсем тихонечко (80, порой даже 70), поскольку в темноте боялся влететь "больной" подвеской в какую-нибудь "бяку".

13 июля.

824 км. 1:05. Прошли отворотку на Кондопогу.

869 км. 1:50-2:00. Петрозаводское кольцо. Привал.

Итак, у Петрозаводска были в 1:50. Десять минут перекур - и снова вперед.

Заправок по пути было навалом, но я хотел заправиться как можно позже, чтобы подольше хватило. И вот - контрольная лампочка замигала, а заправки кончились. Кругом - темный ночной лес, ни намека на близкое жилье, стало слегка тревожно. И вот, когда лампочка уже не мигала, а горела уверенным желтым светом, показалось какое-то селение и - о радость! - знак заправки.

934 км. 3:20-3:30. Святозеро. Заправка и привал.

На заправке - темно и пусто. Это насторожило слегка. Подошел к домику с окошечком - также темно и, на первый взгляд, пусто. Постучал. Высунулась заспанная мужская голова. "92-й есть?" "Есть".

Должен отметить, что на этой заправке (п.Святозеро, кстати) я заправился самым дешевым за всю поездку (7-50) бензином! Дешевле видел, но заправиться не удавалось (не надо было в те моменты).

И вот, в 4-50 утра въехали мы в Ленинградскую область, оставив позади "гостеприимную" Карелию.

1.037км. 4:50. Въехали в Ленинградскую область.

Стало светать - неуверенно, правда, промозгло и серовато, - а мне стало все больше хотеться спать.

И вот, проехав мост через реку Свирь и отворот на Лодейное Поле, я остановился в 5:22, чтобы покемарить.

1.067км. 5:22-7:52. Отдых за Лодейным Полем.

Увы! Как я ни крутился, ни вертелся - заснуть не удавалось! Мой рост - 183 см, в "классике" не очень просторно, тем более, что полностью сиденье назад не откинуть - сзади дети, но дело даже и не в этом. Сон вообще не шел! Я выходил, курил, гулял, "ложился" снова - никак! Наконец, часа через полтора что-то типа дремы посетило меня, даже что-то пригрезилось, но тут же, словно боясь заснуть (а может, это рефлекс и срабатывал еще с движения?), я встрепенулся и все! Вот тут я уже понял, что ничего из моего сна не получится! Я лишь мучил себя напрасно. Тогда я вышел, побегал-попрыгал-поприседал, умылся дождевой водой с травы (начинало моросить) и в 7-52 поехал дальше. Остальные мои "попутчики" мирно и сладко спали.

1.182 км. 9:32. Проехали отворотку на Новую Ладогу, где на другой день нам предстояло сворачивать на Вологду. Но не сейчас! Сейчас мне обязательно нужно было заехать к другу в Питер. Дождь усиливался, перейдя вскоре в настоящий ливень. От напряженной дорожной обстановки я и вовсе забыл про сон.

Из-за этой несчастной непредвиденной задержки в Кеми мы приехали в Питер не ночью среди недели, как я рассчитывал, а днем в пятницу! "Какая разница?" - возможно спросите вы. Для меня - большая! До этого я ни разу не был на машине (за рулем) в более-менее крупном городе. А тут - сразу Питер! Да еще в пятницу! И боялся я не зря. Хорошо, что кончился дождь, хоть стало видно куда ехать. Время - полдвенадцатого дня. Переезжаем мост через Неву (не Володарского, а самый первый) и попадаем в кашу из машин! Мне показалось сначала, что этот поток неуправляем: машины сновали, выныривали, заныривали, подныривали, гудели, ревели и неслись! Но самое страшное - я находился среди них, я находился между, после и перед ними (хорошо, что не "над" и не "под")! После моста Володарского стало еще веселей! Я вдруг увидел, что прямо на меня (по моей полосе!) летит навстречу черная иномарка (что именно - не успел заметить). Увильнула от меня и пошла тереться между встречными. Посмотрел я тогда на встречную полосу, а там - пробка. Ну а этот "черный", видимо, очень спешил. Я лишь позавидовал его мастерству: я и в свою-то сторону ехал с ужасом, попросив жену смотреть на знаки, указатели и светофоры, отдав все свои последние силы на то, чтобы ни в кого не въехать и чтобы никто не въехал в меня! А уж когда настало время поворачивать на проспект Гагарина (налево), я только каким-то чудом, с криком идущего на таран истребителя, вклинился в левый ряд перед чуть тормознувшей белой "девяткой". Ну, а там уже стало полегче.

1.307(65.384) км. 11:48. Питер, ул.Ленсовета. Наш первый пункт назначения.

Хотя, везде в Питере идут ремонты (готовятся к 300-летию), везде объезды-переезды всякие... В общем, доехали до Санкт-Петербурга!

ИТОГО:
Всего время в пути до Санкт-Петербурга: 74ч37м.
В т.ч.:
- время на привалы, отдых и заправки: 3ч54м.
- время на ремонт в Кеми: 52ч43м.
Таким образом, чистое время по трассе: 18ч00м.
Расстояние по трассе без учета заезда в Кемь: 1.255 км.
Средняя скорость движения: 70 км/ч.

14 июля.

Следующим утром, в 5:53, выспавшись (проспал 10 часов) и отдохнув, тронулись дальше.

0(1.307/65.384) км. 5:53. Отъезд из Санкт-Петербург с ул.Ленсовета.

Погода прекрасная, настроение - тем более. Утренний Питер (хоть и субботний) порадовал: движение, не в пример вчерашнему, спокойное и аккуратное.

124 км. 7:40-7:45. Отворотка на Новую Ладогу. Заправка.

В Новой Ладоге заправились (7-80) и повернули в сторону Вологды, на Тихвин.

130 км. 7:50-8:00. Привал.

213 км. 9:00. Прошли отворотку на Тихвин.

255 км. 9:32-9:50. Отворотка на Пикалево. Привал.

334 км. 10:46. Въехали в Вологодскую область.

Нас поприветствовал транспарант над дорогой: "Вологодская область - родина Деда Мороза" (хотя мы-то знаем, что на самом деле родина Деда Мороза на Кольском полуострове, в Лапландском заповеднике стоит его домик!).

401 км. 11:32-11:53. Привал.

531 км. 13:19. Прошли отворотку на Череповец.

591 км. 14:08-14:15. Шексна. Заправка (7,80р/л).

Чего я боялся - вологодских дорог. Сначала я подумал, что мои опасения сбываются - асфальт перешел в бетонку, и на ее стыках мы стали издавать звук, подобный поезду (правда, кроме звука, бетонка никаких неприятностей не принесла). Затем мост через Чагоду (как я потом узнал из вологодских газет, его несущая балка неожиданно просела на 72 см) - проезд грузовых а/м закрыт, а легковые выстроились в очередь, и гаишник по одной пропускал их через мост. Ничего, на удивление быстро проехали. А вот чем ближе к Череповцу, тем дорога становилась лучше и лучше. В основном везде - новенький асфальт (даже если и старенький, то целехонький). Ну а перед Череповцом дорога стала такой, что я еще и не видывал! Абсолютно ровная поверхность! Идеальный асфальт! Нога сама собой "придавила" педаль "газа", и 120 на спидометре я не снижал до Шексны, где заправился, а затем и до Вологды.

602 км. 14:43-14:52. Привал на стоянке.

668 км. 15:15. Въехали в Вологду.

Вологду не объехать. Все дороги ведут через нее. Но после Питера Вологда мне была уже не страшна! Мы нашли столовую, пообедали (нужно отметить - очень паршиво!) и в 16:29 взяли направление в сторону Сокола (нам нужно было на Тотьму и далее, а это именно в сторону Сокола (кое-где еще указатели "Архангельск", это тоже все туда)). После Сокола - отворот на Тотьму в Чекшино.

684 км. 16:29. Выехали из Вологды.

893 км. 18:47. Отворотка на Тотьму. Проехали, не заезжая в город.

900 км. 18:54-19:08. Привал. Отскреб стекло от насекомых (ничего уже из-за них не было видно!).

Дорога опять хотела было меня испугать, но недолго ей это удавалось. Хоть и узкая, но с хорошим асфальтом дорога повела нас на Нюксеницу. Пару раз объезжали ремонт (прокладывали трубы в местах пересечения дороги ручьев), но это не вызвало особых хлопот. Зато стал кончаться бензин.

992 км. 20:13. Прошли отворотку на Нюксеницу.

Я читал до этого в Интернете чей-то отчет и знал, что в Нюксенице, у отворотки, заправка есть. Но вот отворотка пройдена, а заправкой и не пахнет! И только через 7 км, переехав мост через Сухону, увидели слева заправку.

999 км. 20:20-20:23. Заправка. Здесь бензин стоил уже 8-20, т.е. после Мончегорска - самый дорогой!

Дальше оставался последний этап - до Великого Устюга (точнее - предпоследний, но последний по трассе). Дорога так и не испортилась, правда, стала извилистой. По дороге отлил какому-то "обсохшему" мужику пару литров бензина. Он сказал, что он беженец из Югославии, но нам с Мариной показалось, что он цыган. Да какая разница - на дороге все равны. Всем помогать надо (по возможности, естественно).

И вот - Великий Устюг, так называемая родина Деда Мороза.

1.136 км. 22:02. Великий Устюг.

Город прекрасен (я это знал и видел и раньше)! Обилие церквей, соборов над рекой в малиновом закате! Сказка! Но нашей целью было не любоваться этой сказкой, а перебраться через реку на пароме (въехали-то мы в Устюг по мосту, но нам надо было туда, куда этот мост был бессилен доставить). К нашему счастью, двое парней, к коим мы обратились с вопросом о пароме, согласились не только подсказать, но даже и показать дорогу (правда, им было по пути). Проехав город, а затем насквозь (через заводские ворота, которые открывает специально обученная тетенька) судоремонтный завод, мы по песчаной дороге выехали на берег Сухоны. Паромы (2 шт.) стояли у противоположного берега. Парни и тут помогли нам: попросили, чтобы стоявший с нашей стороны катер дал гудок. Пришлось дать даже два гудка. Оказалось, что паромы эти частные, но тоже имеют какое-то ограничение по времени работы. А было уже почти 11 вечера. Но вот один из паромов все же поплыл к нам. Его хозяин сказал, что в бинокль увидели иногородний номер и сжалились, а так бы до утра сидеть нам. За перевоз, заметно смущаясь, попросил 100 руб. (в дневное время берут 50). Разумеется, нас это устроило.

1.150 км. 23:00-23:10. Паромная переправа через Сухону.

Итак, в 23:10 стояли мы на "нужной" стороне Сухоны, близ поселка Кузино, и предстояло нам проехать последние километров 30 по грунтовой дороге В.-Устюг - Луза до села Ильинское - конечной цели нашего путешествия. Впрочем, сначала эта дорога была даже немного асфальтированной (у самой реки - бетонные плиты), километров 12, затем - грунт. Стало уже совсем темно (не так, как в августе, но все же), я ехал совсем еле-еле. В свете фар сначала летали чайки, а когда отъехали от реки - в нем высвечивался только лес. Один раз долго слева от машины летела сова. Бесшумно и красиво. Но я больше смотрел на дорогу. Она чем-то напомнила мне лунную поверхность с фотографий "Луноходов", да и сама моя машина напоминала сейчас "Луноход", ощупью пробираясь по неизведанной поверхности. Эти 27 км мы ехали 47 минут (кому интересно - подсчитайте скорость). Приехали в 23:57, проехав от Питера 1177 км.

1.177км(2.484/66.561).23:57. Село Ильинское.

ИТОГО от Санкт-Петербурга до Ильинского:
Всего время в пути: 18ч04м.
В т.ч.:
- время на привалы, обед в Вологде и заправки: 2ч47м.
- время на поиск и ожидание парома: 0ч45м.
Таким образом, чистое время по трассе: 14ч32м.
Средняя скорость движения: 81 км/ч.

ВСЕГО от Мончегорска до Ильинского:
Всего время в пути: 110ч46мин.
В т.ч.:
- время на привалы, отдых и заправки: 6ч41м.
- время на ремонт в Кеми: 52ч43м.
- время нахождения в Санкт-Петербурге: 18ч05м.
- время на поиск и ожидание парома: 0ч45м.
Таким образом, чистое время по трассе: 32ч32м.

Всего пройденное растояние: 2.484 км.
Расстояние по трассе без учета заезда в Кемь: 2.432 км.
Средняя скорость движения: 75 км/ч.
Средняя скорость движения с привалами: 61 км/ч.
Расход бензина: 6,7л на 100 км (!!! я-то думал, что будет больше...).

14-28 июля.

Про сам отдых в деревне подробно рассказывать не буду. Отмечу только, что это - одно из самых моих любимых мест на земле! Там все прекрасно: воздух, природа, люди! А лес, а река (Луза)! Рыбалка, купанье-загоранье, грибы-ягоды (грибов за эти две недели пособирать не удалось из-за отсутствия дождей, зато набрали земляники и малины)! Думаю, если кто и соберется там отдохнуть, то его приютят обязательно и удовольствий он получит море! Правда, благ цивилизации - почти никаких (хотя, есть почта с телефоном и аж 3 магазина на село с ассортиментом городского продуктового ларька), но ведь и от цивилизации порой хочется отдохнуть! Зато какой песчаный пляж! Чистейший песок - и никого! Хоть голышом купайся! Была в Ильинском и симпатичная церквушка 19-го века, но как раз в июне этого года рухнула одна ее стена, с куполом и крестом вместе. Очень-очень жаль!

Но это все лирика, вернемся к автодорожной тематике. Во-первых, пришлось мне еще раз съездить в Кузино. Там я заправился. 8-50! Пока рекорд цены за всю поездку. А еще три раза ездил я в городок Луза. Это 40 км от Ильинского в другую сторону (по той же дороге Великий Устюг - Луза). Но это уже Кировская область. И вот как начинается она, эта область, дорога, и без того грунтовка, становится похожей на стиральную доску. Но и это бы еще ничего! Перед самой Лузой (городом, заметьте!) картина становится такой: правая сторона - грунтовка, причем, более раздолбанная, чем на "трассе", а левая - два ряда узких (с полметра) бетонных плит, проложенных, как рельсы. Кое-где они возвышаются над землей. А дорога уже не прямая, а имеет постоянный заворот влево и наклон вниз. Ладно, туда я ехал по грунтовой полосе. А обратно пришлось волей-неволей ехать по этим плитам (иначе со встречными не разъехаться!). Неприятное ощущение, скажу я вам! Сразу возникла в голове мысль: раз уж Великий Устюг объявили родиной Деда Мороза, отчего бы Лузу не объявить родиной Снегурочки? А что? Почти рядом (70 км), автобусное сообщение опять же... Глядишь, и дорогу бы сделали! Хорошая идея? Дарю! Губернатор Кировской области, ау!

Сама Луза - большая (да и то не очень) деревня, сплошной частный сектор. Но есть ж/д вокзал (станция). Нет книжного магазина. Бензин - 8-00.

ИТОГО: Поездки в Кузино (1 раз), в Лузу (3 раза), на сенокос, по окрестностям.
Пройденное расстояние: 416 км.
Расход бензина на 100 км: 8,4л на 100 км.

0(2.900/66.977)км. 6:48. Отъезд из Ильинского.

Про дорогу назад (в Мончегорск) не буду столь подробно. Да и подробный "хронокилометраж" со всеми привалами мы уже не вели. Ехали точно тем же маршрутом, только наоборот. Правда, после Устюга зарядил дождь, да так и сопровождал нас всю Вологодскую область. Но я уже знал, что "подводных камней" там нет, и ехал спокойно. Ленинградская область встретила солнцем (закатным), и било оно прямо в глаза, стелясь ярким светом по асфальту. Я ничего не видел порой и останавливался! Беда еще в том, что лобовое стекло моей Симы, хоть и абсолютно целое, за 6 лет эксплуатации "обработано" песком и камешками. При обычном освещении этого абсолютно не заметно, а вот при том - прямом солнечном! Стекло превращалось в одно сплошное сияющее пятно. Пришлось в конце концов остановиться и подождать, пока солнце сядет.

29 июля.

Новую Ладогу проехали уже в полной темноте. А вот за ней произошло следующее.

Сделаю замечание - возвращались мы практически без денег, а в Питере мой друг должен был пополнить наши финансовые запасы. Это важно. И еще: до сих пор, за всю дорогу туда и почти уже половину обратно нам как-то так и не повстречались Государственные Изыматели Быстро Движущихся Денег (попросту - ГИБДД). Ха! Вот именно, что до сих пор! Но ведь где-то пусто, а где-то - сами понимаете...

На обратном пути я увидел, что это деревня (или село) Кисельня или Кисельная, что-то типа того. А по дороге туда (в Питер), я ни хрена (простите!) не видел! Темно было. Может, мелькнул в лучах фар указатель населенного пункта, а может и не мелькал, вне зоны видимости остался, кто знает! Короче, ехал я не быстро, 80 км/ч. Честно. Темно, за спиной дети, сам уже подустал - куда гнать-то? Вдруг справа, из черноты кустов, кто-то с протянутой рукой со свистом бросается к дороге! Я стал тормозить, а жена говорит: "Зачем ты останавливаешься?" Я говорю: "Как зачем? Гаишник же!" А она: "Да это парень какой-то голосовал!" Я поверил жене. Вы верите своим женам? Я вот верю. Едем дальше. Слышу сзади - любимая мелодия: "Уа-уа-уа!!!" и цветомузычка к ней: красный-синий, красный-синий... Я говорю жене: "Вон видишь, парень-то твой нас догоняет!" Ну, съехал я на обочину, жду. А сам так пока своего проступка и не понимаю (кроме того, что не остановился, когда свистели). Подъехали двое. Один представился, честь по чести. Чего, мол, не останавливаетесь, когда вам свистят такие люди? В темноте, говорю, не признал-с-с! Тогда, говорит, зачем нарушаете? Зачем по населенному пункту так быстро едете? Ведь быстро же ехали, а? Я уж не стал говорить, что не видел сего населенного пункта. Да, каюсь, быстро ехал, больше семидесяти... Тут ожил доселе молчавший второй: "Что?! Больше семидесяти?! Да вы ехали ВОСЕМЬДЕСЯТ!!!" Честное слово, он произнес это так, как если бы он имел в виду СТО ВОСЕМЬДЕСЯТ!

Короче, пригласили меня к себе в машину. Будем, мол, составлять протокол, штраф, то-се... Большой, спрашиваю, штраф? (О моем финансовом положении см. выше). До 300, говорит, рублей. Я не на шутку испугался. У меня, говорю, только около 150, не больше! Ничего, отвечает, изымем права, заплатите дома. Ну, тогда я говорю: "Может, как-нибудь договоримся?" И тут (приготовьте носовые платки, чтобы вытереть слезы умиления!) справедливый, но ужасно добрый сотрудник ГИБДД сказал запавшие в душу слова: "Как же я могу забрать у вас последнее?!" Да, зря со всех сторон хают ГИБДД за черствость, жестокость и грубость! Да у них - поистине материнские сердца! Я сам чуть не расплакался на сером плече моего собеседника. "Ничего, - сдержав слезы, сказал я, - в Питере я найду себе денег!" "Ну, тогда ладно! - вздохнул мой новый друг. - Давай!" Я бросился к жене. Давай, говорю, 150 рублей! "Какие 150 рублей? - удивилась жена. - Я же покупала детям лимонад, то-се... У нас только 95".

И вот я побрел с зажатой в кулаке мелочью назад, мысленно прощаясь с правами. "Здесь только 95..." - еле выдохнул я. "Вы же говорили 150!" - встрепенулся защитник слабых и обиженных. "Увы!" - опустил я голову на плаху правосудия. И вдруг! "Счастливого пути, больше не нарушайте!" - услышал я ворчливый голос на фоне пересыпаемых в карман кителя монет.

Кто теперь скажет, что гаишники берут взятки?! Кто скажет, что они наживаются на нас с вами?! Да они - благодетели наши! Последнее брать стесняются, мелочью вместо штрафа не брезгуют! Зато ночью, в кустах - темно, сыро, страшно... Представьте, что за жизнь!

Но на этом мое знакомство со славными ребятами в серых куртках не закончилось! Подъезжаем к Питеру. Перед первым мостом - пост ДПС. Знак STOP в красном шестиугольнике. Я знаю, что это "Проезд без остановки запрещен", но гаишник только что остановил впереди идущую машину, смотрит документы водителя, и я, затормозив, качусь еле-еле... Но качусь. Почему? Сам не знаю! Трогаться потом лень, наверное. Балбес, в общем! Сзади - свист. А денег-то уже нет - ни рублика! Выхожу. На сей раз гаишник в годах, под пятьдесят, седоватый и благообразный (те, первые, были в районе 30). Представился, попросил документы. Видели знак? Видел. Почему не остановились? Я притормозил... Да, вы ехали очень медленно, но все-таки ехали!

И тут же: "Что везете? Оружие, запрещенные предметы есть?" "Нет!" "Откройте багажник!" А там у меня картонный ящик с пластиковыми бутылками с вареньем и медом. "Что здесь?" "Варенье, мед..." "Ладно, варенье меня не интересует, езжайте и смотрите внимательно на знаки, а то не доедете с отпуска! Счастливого пути!"

Позвольте, я оставлю данный случай без комментариев!

1.182(4.082/68.159)км. 2:00. Санкт-Петербург. Снова ул.Ленсовета.

В Питере ночью ехал я впервые, но ничего - доехал, хоть и через объезд. Ночевали две ночи, днем погуляли, сводили детей в зоопарк.

30 июля.

1.182(4.082/68.159)км. 6:11. Отъезд из Санкт-Петербурга с ул.Ленсовета.

Дорога домой, в Мончегорск, не принесла ничего неожиданного. Правда, в ночь перед отъездом я не просто плохо спал - я просто не смог заснуть вообще! Видимо, мысли о предстоящей дороге напрочь гонят мой сон! Я, конечно, очень расстроился - очень плохо ехать не выспавшись! Но ехать было надо, кончался отпуск. Решили опять тормознуть по пути, поспать в машине. Тормознули, опять перед Лодейным Полем. Заехали в лесок. Жена даже вышла с одним из сыновей погулять, чтобы я разложил кресло. Ну и что? Полтора часа - коту под хвост! Не могу я спать в машине! Не заснул даже на минутку! Снова пробежка, физзарядка, крепкий чай из термоса - и в путь! На удивление быстро прошла сонливость, будто и не было бессонной ночи! Так "на одном дыхании" и доехали домой. В 3:35 ночи были в Мончегорске, у своего подъезда.

31 июля.

1.262(5.344/69.421)км. 3:35. Мончегорск, ул.Бредова.

На обратном пути мы заправлялись в Великом Устюге (8-20), Кадникове (перед Вологдой) (7-80), Пикалево (7-30), Новой Ладоге (7-80), Медвежьегорске (7-80), Зеленоборском (9-50!!!).

Время в пути до С-Петербурга (с привалами): 19ч12м.
Время от С-Птб до Мончегорска (с привалами): 21ч24м.

ВСЕГО Ильинское-С.Петербург-Мончегорск:
Всего время в пути (с привалами): 40ч36м.
Время нахождения в С-Петербурге: 28ч11м.
Всего пройденное растояние: 2.444 км.
Средняя скорость движения с привалами: 60 км/ч.
Расход бензина: 6,1 л на 100 км.

ИТОГО ЗА ВЕСЬ ОТПУСК:
Пройденное расстояние: 5.344 км.
Расход бензина: 6,5л на 100 км.

Теперь, что меня приятно удивило за поездку:
1. Дороги Вологодской области.
2. Водители бо-о-о-льших машин ("фуры", лесовозы) мигают правым "поворотником", когда дорога перед ними "чистая", а мне этого не видно. Правда, я наблюдал это несколько раз только в Вологодской области (может, просто так попалось, может, в других областях тоже так поступают!).
3. Некоторые водители с номером региона 51 (Мурманская область) несколько раз приветственно сигналили мне "вдалеке от родины". Мелочь, а приятно!

Ну, а неприятно удивила (кроме уже рассказанного выше) цена на бензин в родной Мурманской области по возвращении. 9-50 - это уже, по-моему, чересчур! В Мончегорске цена оказалась, увы, такой же - 9-50 (при отъезде была 8-40).

И, наконец, напоследок некоторые итоги и выводы.

Итоги:
1. Я сделал это!!!
2. За всю поездку (с учетом "катаний" в месте отдыха) мы проехали 5344 км. Куплено за всю поездку бензина 366,8 литров (средняя цена - 8,02 руб.) на сумму 2941,94 руб., израсходовано 348,8 литров. Таким образом, расход бензина на 100 км составил 6,53 л. О расходах на ремонт я уже писал.
3. По дороге назад, перед границей Карелии с Мурманской областью, на одометре появилось значение 69170, что ровно на 10000 км больше, чем в момент покупки машины! И произошло это за 3 дня до первой годовщины покупки. Во как!

Выводы:
1. На автомобиле можно (и даже выгодно, если не ломать) ездить в отпуск.
2. Нужно ездить аккуратно, не надеясь на "авось".
3. Нужно очень стараться отдохнуть и выспаться перед дальней поездкой.
4. Нужно обязательно помогать попавшим в беду (сам тоже можешь в ней оказаться!).

Все я, конечно, не смог поместить в этот отчет (и так получилось много!), поэтому если у кого-то возникли вопросы, если кто-то собрался впервые повторить мой маршрут (или его часть), пишите, всем отвечу!

Мой электронный адрес: but_an@mail.ru.

Счастливого всем пути!

Андрей Буторин
Мончегорск-Кемь-С.Петербург-В.Устюг-с.Ильинское-Луза, июль 2001.

P.S. Ваши комментарии и замечания к этому отчету можно опубликовать в конференции "Привал у обочины".

" AutoBanner System "
designer & webmaster & administrator : Victor Y.Loukyanov, e-mail : info@luca.ru
hosting : www.100mat.ru

Полное или частичное копирование или использование для публикации материалов сайта
разрешено при наличии ссылки на этот сайт и указании его, как источника используемых материалов.

| Главная | Конференция | Дорожный Треп | Гостевая | E-mail |

Rambler's Top100 TopList HotLog