Rambler's Top100 Сетка непроторенных дорог
| Главная | Конференция | Гостевая | E-mail |
"Новогоднее турне"
Москва - "Три сестры" - Киев - Львов - Карпаты - Николаев - Одесса
27 декбаря 2002 года - 11

Прошло уже много времени с момента нашего путешествия: все руки не доходили до написания отчета. К сожалению, многие мелочи начали стираться из памяти... Однако, мне очень хочется поделиться впечатлениями от волшебной поездки, которую мы себе подарили на новогодние праздники.

Состав экспедиции: главный водитель - мой муж Илья, штурман и второй водитель - я, пассажиры - московские и киевские друзья (по ходу событий они менялись, а иногда их не было вовсе), машина - Нива 21213 1996 года рождения. Маршрут: Москва - Киев - Львов - Карпаты- Закарпатье - Карпаты - Киев - Николаев- Парутино - Николаев - Одесса - Киев - Москва. Сроки проведения мероприятия - 27.12.02 - 11.01.03.

Отъезд. Полночь с 27 на 28 декабря. Москва. В машине Илья, Аня (наша московская подруга) и я. За бортом -27, в машине холодно, трасса, к счастью, не обледеневшая.

Маленький прикол в момент отъезда. Изначально планировалось лечь спать в 21 час, проснуться в 3 часа ночи, заехать за Аней и - вперед. Вечером я собрала вещи, Илья пришел с работы, пообедали, легли спать... Через час измученные попытками заснуть мы посмотрели друг на друга и поняли, что ехать надо прямо сейчас. Что мы и сделали. Вот это "прямо сейчас" потом преследовало нас всю дорогу. Даже родилась новая поговорка. Есть такие выражения: "шило в ж..." и "шило в мешке не утаишь". Вот мы и решили, что "шила в ж... не утаишь" JJJ !

Не буду пересказывать классическую русскую интернет-сказку "как доехать до Киева через таможню Три Сестры", так как лучше Луки ее никто не расскажет. Отмечу только то, что дорога в ту ночь была пуста, периодически шел снег, на рассвете в Брянской области стало теплеть до -5. Утречком границу пересекли классически - не заплатив ни копейки, очереди не было вообще. На Украине оказалось еще теплее.

Черниговская область порадовала нас штрафом за непристегнутые ремни (гривен не было - все деньги на кредитке, банк на таможне был еще закрыт, пришлось отдать 100 рублей LLL ). Это произошло на повороте на трассу Новгород-Северский - Чернигов. Кроме того, даишник рекомендовал нам выключить ближний свет, так как в светлое время суток это привлекает внимание. Илья попытался ему объяснить, что ближний свет для этого и включен, чтобы машину было видно, что это повышает безопасность и пр. Бесполезно. Кстати, мы потом заметили, что с ближним днем на Украине ездят в Киеве и в районах, близких к Европе... А вот в Чернигове нас не поняли JJ.

Даишник, который нас так мило оштрафовал, сообщил нам, что сегодня президент Кучма едет в этот самый Чернигов и поэтому в городе будет много постов. Много? Это не то слово! Мало того, что они стояли на каждом перекрестке в самом городе, так ведь вся трасса Чернигов - Киев оказалась уставленной этими постами через каждые 5-10 км!!! Пришлось соблюдать все мыслимые и немыслимые правила JJ Нам это удалось!

В Киеве мы отметили Новый Год. Отмечание началось 28-го вечером и закончилось где-то 3-го утром. Слегка придя в себя, мы с мужем решили прокатиться в Карпаты. Эта мысль зрела давно. Сначала мы планировали совершить такую поездку летом, но сидеть все две недели в Киеве мы сочли опасным для здоровья: столько друзей, столько праздников... Нет, определенно надо провести несколько дней в трезвости JJ

Таким образом, мы решили 3-го отдохнуть, а утром 4-го отправиться в путь: позвонили во Львов одной подруге, договорились о ночлеге, выяснили адрес... Выезд запланировали на раннее утро. Попытались уговорить кого-нибудь из друзей поехать с нами, но как-то никто не выразил особого желания трястись по дорогам, все предпочли диван-коньяк-друзья-гитара-пиво-телевизор JJ Значит едем вдвоем. Тут история отъезда из Москвы повторилась дословно: собираются вещи, изучаются карты, ставится будильник на 3 часа ночи, мы ложимся в 11 вечере поспать... Через полчаса встаем, пьем кофе, прощаемся с остающимися и едем в ночь. Опять то самое шило JJ !

По этой дороге мы ехали впервые: трасса Киев - Львов. Было тепло и на выезде из Киева мы попали в жуткий туман. Было так стремно, что в голове роились мысли о позорном возвращении назад и переносе поездки. Но... Видать, мы люди упертые: решили ехать - значит решили! На наше счастье, дорога оказалась очень приличной и почти совсем прямой. А через часик и туман рассеялся.

Про заправки. После выезда из Киева видели насколько Лукойлов, на границе Киевской и Житомирской областей появились ТНК. Далее было много приличных заправок. Наверное стоит сразу отметить, что в течение всего путешествия у нас не было проблем с бензином: старались посещать ТНК, но пришлось побывать и на Лукойле, и на "Слов'янке"... Словом, заправлялись на разных АЗС, отдавая предпочтение современным, солидным заправкам, с магазинчиками, обслуживающим персоналом и пр. Нам везде понравилось: 92-ой везде был приличным. В Карпатах и в районе Львова видели много заправок "ОККО". Сами не пробовали, но я видела как там заправляют солидные иномарки. Видимо, это тоже неплохая сеть АЗС.

Возвращаюсь к дороге Киев - Львов. Когда туман рассеялся и напряжение спало, меня начало неудержимо клонить в сон. Штурманить на прямой трассе было незачем, поэтому я уснула. Проснулась где-то в районе Дубно, когда стало рассветать. Как изменился пейзаж! Я впервые оказалась на западе Украины (Илья там уже бывал, но довольно давно и на авто не путешествовал). Объяснить словами невозможно! Поля, холмы, дорога, села - все казалось взятым из какой-то фэнтэзийной книжки. Каждую минуту мы дергали друг друга: - Посмотри направо! Посмотри налево!.. Я села за руль и поняла, что ехать быстро не могу - хочу растянуть это утро JJ Вот такие ошалевшие мы прибыли во Львов.

Въезжали мы в город с северо-востока, а попасть нам надо было (к нашей подруге Оксане) в западную часть города. И тут бы нам воспользоваться окружной дорогой, которая опоясывает Львов с северо-запада до северо-востока, имея небольшой разрыв на севере. Но у нас не было карты города, была лишь "схема проезда" - несколько ярко-желтых линий, обозначающих главные улицы. По схеме все казалось просто и мы рванули через центр... Да простят меня жители Львова за то, что я здесь пишу, но, коллеги-путешественники, не суйтесь в центр этого прекрасного города на машине без особой надобности. Поставьте авто на стоянку и любуйтесь красотами пешком! Мне, действительно, очень понравился Львов, но узкие улочки, выложенные разбитой в хлам брусчаткой, трамвайные рельсы, возвышающиеся над дорогой так, что машины берут штурмом переезды лишь со 2-го раза, огромное количество частного и общественного транспорта... В какой-то момент нам стало просто страшно, казалось этот кошмар никогда не кончится. Мы благополучно заблудились в самом центре, попали в несколько пробок, проехали мимо рынка, где пешеходы, переходившие дорогу, ярко напомнили штурм Зимнего... Да-а... Пешеходы в этом городе имеют однозначный приоритет перед транспортом.

Через час мучений мы, наконец, нашли нужную нам улицу и даже нужный дом. Оксаны дома не было: когда мы с ней созванивались, мы не знали, что окажемся во Львове так рано (было около 10 утра). Поставив машину во дворе, мы пошли смотреть город. Пили кофе в кофейне, пообедали в неплохом китайском ресторане (обед на двоих из самых дорогих блюд стоил нам 39 гривен - примерно 220 рублей!). А потом пошел дождь и нам пришлось эвакуироваться к Оксане. К сожалению, за несколько часов мы очень мало увидели, но Львов оказался очень красивым и уютным городом. Мы решили вернуться сюда в теплое время года и побыть здесь подольше. Что еще потрясло, так это отсутствие водоснабжения: во Львове нет большой реки и вода подается в дома очень экономно - два-три часа утром и вечером. А в остальное время ни холодной, ни горячей воды нет.

Отдохнув и отоспавшись у гостеприимных хозяев, рано утром мы отправились дальше (сработала теория шила :-)) ). Улица Городоцкая (если я не перевираю название) ведет почти строго на запад Львова. По ней мы решили выбраться на окружную, по окружной - на юг, а оттуда - трасса на Стрый. И вперед, в Карпаты. Однако даже тут мы умудрились заблудиться JJ. Едем себе по утреннему Львову, по лице Городоцкой, видим развязку "как на МКАДе" (москвичи поймут) и решаем, что это и есть окружная. Наивные! Съезжаем, плутаем под эстакадой... Не оно! Пара кругов по развязке, большая снежная лужа, глубиной в полколеса, опять наверх и дальше на запад. Через несколько минут долгожданная объездная. Ура!

На окружной заправляемся на ЛукОйле - отличный 92-ой, заливаем канистру на 10 л. Выслушиваем комплемент канистре от местного персонала - канистра с крышкой, которая одновременно является клювиком-воронкой. Тут таких еще не видели и очень оценили. Да нам и самим нравится - удобно!

До Стрыя километров 70. Дорог отличная (на вкус нашей Нивки) и почти прямая. Много скоростных участков. Мешались, правда многочисленные маршрутки. На встречу часто попадались "навороченные киевские джипы" (как мы их окрестили почему-то), возвращающиеся с горных курортов. Попутно же нам ехало довольно мало машин. И, чем дальше мы забирались, тем их становилось меньше. Московские номера за всю поездку мы видели пару... ну может тройку раз. В горах - один раз, кажется, в районе Мукачево.

Стрый проехали почти мимо - дорога его огибает. Видели даишника в машине под знаком 40 на довольно хитром перекрестке. Мы его не заинтересовали. Вскоре начались горы. Горы начинаются интересно: сперва они то справа, то слева показываются на горизонте, потом мелькают то ближе, то дальше. А потом ты понимаешь, что уже едешь среди гор. Для нас это началось где-то около Сколе.

Простите, но, видимо, этот отчет лучше читать с картой в руках, иначе мне будет сложно описать географические подробности маршрута J

Едем. Вокруг то ли поздняя осень, то ли ранняя весна... Чем выше в горы, тем больше похоже на снежный солнечный март. Красота невероятная! Горы, деревушки на склонах, церкви незнакомой архитектуры. Повторюсь, но выражу точно свое впечатление: фэнтезийный мир. Особенно в январе, когда периодически наступает ощущение полного одиночества.

Первый перевал (где-то между населенными пунктами Тухолька и Нижние Ворота) мы отметили фотографированием J и поехали дальше. Если ничего не путаю, в этих самых Нижних Воротах видели опустевший пункт ДПС - не хватало записки "все ушли на фронт". Похоже, зимой здесь делать даишникам нечего.

Тут я должна заметить некоторую картографическую странность. После Нижних Ворот карта показывает разветвление дороги на Мукачево/Чоп. Две дороги расползаются, а через 25 км опять сливаются в одно. Так как я была штурманом в момент прохождения этого этапа путешествия, я размышляла, какой из "рукавов" дороги избрать. Но пока я думала, мы миновали весь этот участок, так и не обнаружив развилки J У меня было два атласа автодорог. На одном из них обе дороги нарисованы как "основные", на другом - одна из них явно "второстепенная"... Словом, не поняли мы, где это и что это. Возможно, мы за разговорами что-то прозевали... но считаю своим долгом предупредить об этой загадке природы.

Периодически встречаясь с фурами, едущими из/в Чоп, мы приблизились к городу Мукачево. Далее мы хотели повернуть на Хуст, и что-то мне подсказывало, что надо поворачивать сразу, как въехали в город, но Илья принял решение проехать в глубь города. Какой чудесный городок! Невысокие домики, тесно прижатые друг к другу, улицы, выложенные брусчаткой, по которой вполне можно ехать... И солнышко нам светило, и было довольно тепло... И мы там заблудились J

Покатавшись по Мукачево мы приняли решение, вопреки сложившейся традиции делать все самим, узнать дорогу. И тут, какая удача, даишники на перекрестке. Ну, мы: "Не дайте погибнуть иностранцам! Подскажите трассу на Хуст!" Ни фига! Они, оказывается, не местные, прикомандированные, города не знают. И получили мы от них один совет - езжайте в центр, там есть автовокзал, оттуда найдете дорогу. Просто квест какой-то J

Поехали искать автовокзал. Искали. Нашли. Ни указателя, ни другого какого намека на трассу в Хуст. Стоим-думаем. Я настаиваю на повторении эксперимента по поиску знатоков здешней географии и Илья отправляется к припаркованным неподалеку легковушкам. Я издалека удивляюсь, так как подошел он к машине с номерами из Ивано-Франковска. Через три минуты возвращается со словами: "Нас проводят!"

Спасибо тебе, неизвестный мужчина из Ивано-Франковска! Искренне! Он поехал вперед, показывая дорогу, он выехал с нами из города, он поехал даже по трассе, пока не показался столб с указателем "Хуст - столько-то км"! Только после этого, крикнув в окно, что, мол, по этой дороге вы доедете, он развернулся и поехал обратно в город. Кстати, он в машине был не один: вдое взрослых и даже ребенок. Приятно встретить такого отзывчивого человека.

Там же Илья показал мне настоящий замок, стоящий на одиноком высоком холме. К сожалению, на фотографии он получился махоньким и далеким. хотя мы подъехали довольно близко.

Где-то за Мукачево мы махнулись ролями - за руль села я. Илья высказал идею засветло вернуться через Карпаты обратно (в Хусте повернув на север в горы) и ночью доехать до Киева. Было около часа или двух дня. У меня такие возможность ассоциировались разве что с нуль-транспортировкой, но приказы командования не обсуждаются J И я поехала "как можно быстрее". Хотя по моей версии мы могли бы доехать по Закарпатью до Рахова, переночевать там и вернуться через Ивано-Франковск.

Закарпатье выглядело как мой родной Питер в мае! Ехать быстро было просто невозможно: хотелось любоваться каждым новым пейзажем, открывающимся за очередным поворотом. Кроме того, на этом участке дороги сплошные населенные пункты, много машин и много неповоротливых старых пузатых рейсовых автобусов. И еще появились такси. Позже они преследовали нас всюду. "Таксями" были и волгаши, и жигулята всех мастей, и старенькие ветхие иномарки... Ближе к Хусту количество обычного транспорта уменьшилось, а количество такси увеличилось J Этот кусок дороги я помню смутно: то караваны, то пустые участки и "педаль в пол", то возвышенности, то долины...

В каком-то селе мы купили невкусного (как потом оказалось) вина и ведро вкуснейших яблок.

В Хусте я повернула в горы. Я не хотела только одного: ночь, перевал, снегопад. Забавно... Но это все еще было впереди. После Хуста нас много километров сопровождала река с оригинальным названием Река (Рiка). Она то бежала рядом, то ныряла под дорогу и оказывалась с другой стороны. Вскоре очередное ее появление мы встречали хохотом. Вдоль дороги шли домики. Илья заметил, что номера на них шестьсот-какие-то! Потом цифры стали убывать. Очень долго ехали мы по горной дороге вдоль периодически прерывающегося населенного пункта с бесконечной нумерацией домов.

Тут была зима. Зима настоящая. Асфальт на дороге даже не угадывался и я не поручусь за то, что он там был. Гололед, голоснег... Дорога почти однополосная из-за сугробов. С трудом обогнали рейсовый автобус. Решаем, раз автобусы ходят, и мы пройдем. От какого-то двора отпарковывается такси-копейка и бодро устремляется вперед со скоростью под 50! Я - за ней: если копейка может, значит и Нивка наша прорвется. Меня хватило километра на полтора: лед на дороге разворочен так, что перепады высоты в 20 см можно даже ямками не считать. Я пожалела Нивку и мы поползли медленнее. Немножко страшно было разъезжаться со встречными - скользко, но все водители оказывались вежливыми, снижали скорость до 10 и мы аккуратно проезжали мимо.

Отдельно отмечу всех тех местных карпатских и закарпатских мужиков, которые разинув рот подолгу смотрели вслед нашей машинке, управляемой, по их впечатлению, школьницей-старшеклассницей J. Кажется, они даже трезвели от этой картинки (напоминаю, это были новогодние праздники и встретить трезвого человека было довольно сложно).

Мы приближались к Межгорью - довольно крупному населенному пункту, откуда шла дорога на перевал, а далее на город Долина. Где-то в этих местах я подустала и мы снова поменялись местами. Скорость как и прежде оставалась невысокой - снег, лед, колея.

В Межгорье мы поняли, что близится темное время суток. По карте до равнины оставалось не более 80 км, но... Это же три часа нашей черепашьей езды, а скоро стемнеет!

Из Межгорья нам надо было найти дорогу на Соймы и Майдан, за которым вскоре должен был быть перевал на высоте 900 с хвостиком метров (если карта не врет). Сориентировавшись по сторонам света J, мы выбрали одну из дорог и устремились дальше. Смутило одно: раньше нам попадались попутные и встречные машины, теперь же дорога стала пустынна. Мы решили, что местные не катаются на ночь глядя, и смело покатили на встречу перевалу.

Вскоре настали сумерки, а дорога поползла круто вверх, петляя по лесистому склону горы. Почти серпантин. Ах! Перевал! Он близится! Но и темнота тоже L После очередного поворота дорога оказывается на обрыве и в полумраке мы видим, как высоко забрались: и страшно, и здорово! Горы, лес, снег! Еще поворот и открывается небольшой комплекс деревянных строений. Тишина, темнота, ни души. У ворот припаркована иномарка, но хозяина не видно. Едем дальше. Впереди какая-то вывеска. В свете фар читаем: "Синевирский заповедник". Ох! Да мы же не туда заехали! Мало того, что не туда, так ведь карта показывает нам тупиковую дорогу. Возвращаемся.

На этом приключении потеряли минут 40, не меньше. Пока возвращались в Межгорье Илья рассказал мне красивую легенду про Синевир, но об этом как-нибудь в другой раз. Межгорье. Уже темно как ночью, хотя было еще часов 5 или 6 вечера (не помню точно). Уже не выпендриваемся, спрашиваем дорогу. Находим. Едем. Красота.

Я смирилась с тем, что ночь в горах нам обеспечена, ну, если не ночь, то вечер. Расслабилась и стала получать от этого удовольствие J Все это время мы периодически встречали попутные, реже встречные таксюшки. А тут одна просто приклеилась к нам. То отстанет, высаживая где-то пассажиров, то обгонит. Мы к ней уже привыкать стали, как к собственной тени. Проехали Торунь (если не путаю последовательность) и где-то перед, или сразу после... нет, все-таки, кажется, перед Вышковым мы одолели перевал. Кажется он даже зовется Вышковским.

Кругом темень, на дороге снега по уши, периодически он же начинает валить с неба, но скромненько так, не шибко. Начался спуск. Помню, сделали как раз перед этим "санитарную остановку", а заодно опробовали возможности Нивки на рыхлой снежной (сантиметров 40) обочине - нам понравилось, Нивке тоже. Хотя сперва Илья думал, что без пониженной передачи не вылезем. Так вот, едем тихонечко по дороге вниз. Радуемся тому, что мы все-таки герои - дважды за сутки Карпаты пересекли J !!! Таксюшка нас очередной раз опередила, ее не видать. Вдруг впереди НЛО! Ну, НЛО - это громко сказано, но попробую описать то, что я увидела в первый момент: метрах в 80-100 впереди нас вижу на дороге равномерное мерцание желтых огней (3 штуки), равномерное горение синих точек (2 штуки), вспыхивание белого яркого ослепляющего света (1 или 2 штуки), чуть дальше несколько красных и желтых огней поменьше и потускнее. И эта новогодняя елка занимает всю ширину дороги! Тормозим. Приближаемся ползком. Мигание белого света становится напряженнее и чаще - нам сигналят. Подъехали. Смотрим. Поперек дороги стоит девятка с прицепом. Причем, прицеп увяз в снегу справа от дороги (это если смотреть сверху, как мы ехали), а мордочка ткнулась в обочину слева. На этой самой девяточной мордочке гордо сияли синие писалки! Чуть дальше стояла таксюшка и ее водитель задумчиво изучал этот пейзажик вместе с хозяевами девятки. Чтобы стало понятно, что там произошло, поясню: похоже, девятка ползла в гору по встречке - там более плотно укатан снег, навстречу ей показалась таксюшка, обогнавшая нас, девятка метнулась в свой ряд и, после того, как такся проехала, прицеп у девятки занесло. Другого объяснения я не вижу, так как такси остановилась в 20 метрах после баррикады, созданной девяткой. Может было и не совсем так, но что-то вроде.

Мужики из девятки уныло бродили вокруг своей машинки. Илья подошел к ним, мол, помощь нужна? "Да какая уж тут помощь," - развели руками мужики. "Может дернуть?" - предложил Илья. Мужики покачали головами, троса нет. Когда мой муж сообщил им о том, что у нам трос есть и мы готовы его употребить по назначению, они даже не сразу поверили своему счастью. Мы развернулись, я вышла контролировать процесс снаружи, махать руками и командовать, мужики прицепили трос, Илья включил пониженную передачу. Поехали! Нивка напряглась, но через мгновенье паровозик из нее, девятки и груженого прицепа уверенно пополз в гору. Подчеркну тот факт, что на колесах у нас стояла "всесезонка" Кама Флейм, без всяких там шипов и тем более цепей. Метров через 25 Илья остановился. "Все, мужики, дальше сами! Нам в другую сторону." Девятка с прицепом стояла ровно, но уклон впереди был еще довольно сильным. Мужики стали предлагать деньги за то, что мы отбуксировали бы их до перевала, и нам пришлось объяснять, что мы не денег хотим, а в Киев побыстрее добраться, что деньги мы не взяли бы ни в коем случае... Все-таки они уболтали нас протянуть их еще метров 100-150 до более пологого участка дороги. Там мы простились, развернулись и, уезжая, убедились, что девятка тихонечко поползла дальше вверх.

А мы поползли вниз. Горы, горы, горы кругом. Казалось это никогда не кончится. Черные горы, черное небо. Иногда становилось непонятно, что нависает над нами - склон или туча! Вот уже по карте скоро должен показаться городок Долина, а его все нет. Уже горы отступили, а уши все еще заложены от перепадов высоты, и продолжают мерещиться во мраке лесистые склоны. И вот, наконец, Долина! Вернее, сперва деревушка Выгода, а за ней уже и город. Приятно было вернуться к цивилизации. Хотя в лице таксюшек цивилизация не оставляла нас всю дорогу J

В Долине нам предстояло сделать выбор: ехать на восток в Ивано-Франковск, а затем на Тернополь и на Киев, либо ехать на север, к Стрыю, а оттуда либо опять-таки на Тернополь, либо на Львов. Было около 7 или 8 вечера. В машину мы сели в 7 утра. Но ночевать не в Киеве не хотелось. Мы выбрали дорогу на Стрый - до него было около 40 км.

В Стрые мы решили подзаправиться. Заехали на АЗС с "не-помню-каким-названием", но на ней было написано, что они партнеры ТНК. Погасили фары, заглушили движок, заправились, завели машинку, а фары-то не горят! Отползли от заправки в сторонку, проверяем: дальний есть, ближнего нет. Плохо дело, мы те еще автомеханики! Благо мобильник с собой. Звоним другу в Москву, он дает подсказку - ищите реле. Через 40 минут находим и исправляем неисправность реле. Ура! Даешь ближний свет! Ох, тут бы нам решить, что приключений на сегодня хватит, и вернуться во Львов, до которого всего-то 70 км. Но нет.

Мы поворачиваем на Тернополь. Поворот этот находится в нескольких километрах от Стрыя, если ехать в сторону Львова. Изучаем карту - ближайший крупный городок - Жидачов. Едем. Радуемся асфальту, теплу (относительному, конечно), боремся и постоянной иллюзией обступивших со всех сторон гор - так кажется из-за темноты. Любуемся звездным небом. Не буду врать, усталость начинала мучить нас, но что-то спасало: то ли львовская минералка, то ли осознание грандиозности маршрута J

Жидачов. Поздний вечер. Ни души. На дороге кошка светит глазами и лениво уходит в кусты. Дорога петляет по городу. Над нами оказывается какое-то сооружение - мост или трубы над дорогой, проезжаем. Перекресток. Илья поворачивает направо - в свете фар эта дорога показалась наиболее наезженной. Спустя полминуты Илья говорит мне, что видел там какой-то указатель, но не успел его рассмотреть. Мы уставшие, поэтому принимаем не самое разумное решение: возвращаться к указателю не будем. Едем дальше.

Где-то в это время (ночь, украинские села, незнакомая дорога) у меня звенит телефон. Наши киевские друзья предлагают пойти в кабак. Приходится объяснить, что прямо сейчас это несколько затруднительно. Потом в течение минут 20 происходит бурный обмен SMS-ками на предмет "а подскажи-ка чей-нибудь еще телефон из тех москвичей, кто сейчас в Киеве". Потом звонки и записки прекращаются - видимо, ребята нашли себе компанию J

Проезжаем пару сел, не обозначенных на карте, подъезжаем к третьему. Я, как штурман, сверяюсь с картой - ух, ты! А мы-то оказывается уже километров 20 пилим на юг, а не на северо-восток от Жидачова. И смех, и грех. Ну, обижаться не на кого, сами виноваты. Едем обратно.

Вы оцените! Это мы с 7 утра не вылезаем из машины. Головы у обоих очумевшие от восторгов и неожиданностей. Всю дорогу из еды только гостинцы от львовских друзей (бутербродики, плавленый сырок, печенье), яблоки из Закарпатья, сыр и колбаска еще из Киева, минералка... И все равно мы готовы были горы свернуть! Да, признаюсь, я сломалась раньше Ильи, но это случилось дальше. А пока мы возвращались в Жидачов.

Вернулись. Нашли тот самый перекресток. Нам нужна была дорога на Ходоров, Рогатин, Тернополь. Она оказалась самой пыльной и неприметной из всех. Нашли, обрадовались, поехали.

Не запомнился мне ни Ходоров, ни Рогатин, ни другие городки на этой дороге. Но вот Бережаны! Я не удивлюсь, если бывалый путешественник мне скажет: "Бережаны? Да что ты в них нашла? Провинция, деревня..." Но той ночью я увидела чудесный городок, украшенный к рождеству разноцветными огоньками. Домики причудливой архитектуры как будто грели теплом желтых окошек. Не смотря на поздний вечер, на улицах было оживленно, весело. В темной январской ночи городок показался нам оазисом тепла и света.

И мы ехали дальше. Все было бы ничего, если б дорога не была такая узкая, извилистая, да еще масса населенных пунктов. Одним словом, скорость нашего путешествия заметно упала в этих лабиринтах украинских сел. Подъезжая к Тернополю в голове Ильи, а потом и в моей, начали рождаться мысли о позорном бегстве на север на трассу Львов-Киев. По карте выходило, что это довольно серьезный крюк, однако нам показалось, что лучше крюк, а потом скоростная трасса, чем ночь в паутинке второстепенных дорог. С такими мыслями мы добрались до Тернополя.

Вот тут меня начало рубить не по детски J. Единственное, что могло бы меня растормошить - это сесть за руль, но Илья отказал мне в этой радости и дорога начала меня усыплять. Перед Тернополем заправились немножко, чтобы был полный бак и хватило на долго. Объехали город по окружной с юга. Изначально мы хотели ехать на Хмельницкий, а оттуда на Житомир и Киев. Но теперь, приняв решение выбраться на киевско-львовскую трассу, мы повернули на север, на Кременец. Это я уже помню плохо, кроме того факта, что часть "объездной" проходит по каким-то новостройкам.

Сквозь дрему слышу слова Ильи, что проезжаем Кременец, и что вокруг опять то ли горы, то ли холмы. Открываю глаза - темно. В Дубно Илья повернул на Киев. Проехали Ровно. Ночь. Где-то на трассе Илья говорит мне, что его пора сменить - устал. Еще бы! Столько километров позади! А я уже почти сутки не пила кофе - без этого напитка я за руль сесть побоялась J Нашли придорожную кафешку с веселыми новогодними елочками на парковке и рекламой хорошего кофе. Я осталась в машине: подстраивала под себя водительское сиденье и зеркала, а Илья пошел за напитком. Эспрессо оказался на редкость удачным, даже пластиковый стаканчик не смог испортить его вкуса и аромата! Я слегка пришла в себя и мы поехали.

Повторюсь, наверное, но оно того стоит: дорога Ровно-Киев - это очень приятная трасса. Тем более ночью. Было совсем пустынно. Даишников видели только на одном посту - под Житомиром, да и то они на нас не обратили внимания. Ничего интересного по дороге не произошло, а перед самым Киевом мы еще раз поменялись ролями. Илья жил в Киеве пару лет и лучше знает город, я же могу там ездить только по двум-трем маршрутам между квартирами наших друзей :-))

Домой на Левобережную станцию метро (в квартиру нашего друга Бяши) мы прибыли где-то в 4-5 утра. Выпили по стакану кислого карпатского вина и легли спать довольные собой, машинкой и приключением. С момента старта во Львове мы провели на колесах 23 часа - личный рекорд беспосадочного перелета! Мы надеялись провести остаток праздников в Киеве и числа 10-го рвануть домой. Как же! Не тут-то было!

Итак, утро 6-го января. Поспав часа четыре, мы довольно легко проснулись и были готовы общаться. Путем телефонных переговоров выясняем, что у одного из киевских друзей - Валеры - отмечают его (прошедший два дня назад) день рождения и (за одно) наступающее Рождество. Почему бы и нет? Гуляем, покупаем подарок и едем в гости. Решаем, что я пить не буду, чтобы было кому сесть за руль после банкета. Это решение нас потом здорово выручило! По ходу дела выясняем, что те наши друзья, которые звонили мне в Жидачов, так хорошо провели вечер, что до сих пор (было часа 4 дня) еще не могли разговаривать и передвигаться J. (Для тех, кто в курсе: это были Рыся и Ира)

И вот мы приехали на день рождения к Валере.

Тут мне придется сделать небольшое отступление, чтобы вам стало понятно, откуда у нас в Киеве столько друзей, откуда в Киеве оказалось компания наших друзей из Москвы, и почему этот вечер закончился бессонной ночью. Кроме того, очень хотелось бы убедить читателя в том, что мы не клуб анонимных алкоголиков, и выпиваем мы исключительно во имя общения, а не во имя пьянства J Вот так.

Дело в том, что давним нашим увлечением является археология. На настоящий момент процентов 80 наших друзей так или иначе связаны с экспедициями Северного Причерноморья. Часть из них, в основном украинцы, занимаются этим делом профессионально, но большинство - любители: из Москвы, Питера, Киева, Йошкар-Олы, Запорожья... всего и не перечислишь. Столицей нашего экспедиционного паломничества можно считать заповедник Ольвия (подробнее на www.olbio.org) в Николаевской области Украины. Хоть на пару дней, хоть на пару недель, а иногда и на пару месяцев мы стараемся выбраться туда каждое лето. Благодаря тому, что в экспедицию приезжают люди разных профессий, разного возраста, из разных городов и даже стран, скучно там не бывает :-)) И вот стала складываться традиция ездить зимой друг к другу в гости, иногда поодиночке, иногда целыми компаниями.

В описываемые мною новогодние праздники, помимо нас с Ильей, в Киев независимо друг от друга приехали несколько ребят из Москвы и из Питера (новый год в Киеве для многих уже традиционен; я, к примеру, отмечала его там уже в третий раз). Естественно, вся эта орава не ходила дружно взявшись за руки, а периодически то собиралась, то разбредалась по разным квартирам. К сути моего отчета это не имеет прямого отношения, я просто хочу постараться передать общую атмосферу тех дней.

Так вот. Приехали мы к Валерке и обнаружили там часть московских ребят, которые должны были через пару часов уезжать домой - многим надо было возвращаться на работу. День рождения, Рождество, отвальная... Все смешалось J Все бурно веселились. Потом отбывающие уехали на вокзал под гостеприимные возгласы: "Только попробуйте сюда еще раз заявиться, клятые москали!" J Боже, что подумали о нас соседи - это все выкрикивалось в открытое окно! А мы продолжили банкет более узким кругом - человек десять-двенадцать. Мы с Ильей взахлеб рассказывали о наших похождениях в Карпатах, вспоминая все новые подробности. Все шло хорошо.

Вдруг, - было около десяти вечера, - в общем шуме прозвучало волшебное слово: Ольвия. Упала тишина. Кто-то (уже невозможно восстановить, кто именно) робко сказал: "А может съездим?"

Дело в том, что увидеть Ольвию под снегом, удалось единицам из нас. Во-первых, нет никакого смысла, кроме спортивного интереса, ехать туда не во время экспедиции. Во-вторых, и снег-то там не ахти какой - тепло.

И вот все присутствовавшие начали на глазах трезветь. Завязалась дискуссия: ехать хотят почти все, машина одна - наша Нивка, на дворе одиннадцатый час вечера. Каким-то образом убедили согласиться дать вторую машину Юру (он один из киевлян). Согласиться-то он согласился, но сказал, что за руль не сядет, ибо очень пьян. Стали решать проблему второго водителя (первым была я, так как не пила). Гарик (он из москвичей) заявил, что он сейчас выпьет кофе, подремлет полчасика и будет "в руле". Юра на его кандидатуру согласился. Вроде все утряслось. Поделили пассажиров. Прибрали квартиру. И тут Гарик с ужасом произнес: "Я права в Москве забыл!" Знаете, это не оказалось главной преградой на нашем пути. Юра доблестно разрешил ему взять свои права. Надо отметить, что похожи они друг на друга, как Киркоров на Борю Моисеева J Но чего не сделаешь во имя идеи!

"Вторые" водители (Илья и Юра) тут же улеглись подремать, чтобы сменить меня и Гарика через пару-тройку часов - ехать-то больше 500 км в один конец! Все-таки, объективно, не такие уж и пьяные все были. Остальные стали готовиться к поездке. Пока шла возня прошел час или полтора. Юра проснулся, пообщался со своей девушкой, которая, к сожалению, не была в восторге от нашей аферы, и в самый последний момент отказался наотрез и от поездки вообще, и от идеи отдать свою машину Гарику. Не буду вдаваться в подробности всеобщего горя, замечу только, что Гарик так старательно и добросовестно трезвел все это время, что, поняв, что он никуда не едет, через минут пять напился в хлам J

У нас же с Ильей все еще срабатывала теория шила в известном месте J Мы посадили к себе в машину Аню (которая ехала с нами еще из Москвы), Валерку (хозяина квартиры) и Димку (он тоже из Киева). И в час ночи покинули Киев, сожалея только об одном - не удалось увезти всех желающих! Бодро и весело выезжая из города я вдруг вспомнила, что прошлой ночью, вернее утром, мы спали только 4 часа, а до этого 23 часа провели на машине в Карпатах! Пришлось взять бутылку негазированной минералки, вывалить в нее полбанки Нескафе и пить эту гадость большими глотками "чисто в медицинских целях".

Путешествовать в трехдверной Ниве с компанией, пьющей пиво и коньяк на заднем сиденье, не самое благодарное занятие J Регулярно приходилось делать "санитарные остановки", потом плотно утрамбовывать эту троицу обратно, получать пинки в спину, когда они на ходу менялись местами, выслушивать громкое пение прямо в ухо... Тогда было тяжело, теперь вспоминать - весело!

Забыла сказать. Поехали мы по дороге Е95 - на Одессу. Для тех, кому предстоит в ближайшие полгода ехать этим маршрутом предупреждаю: где-то между 100 и 200 километрами от Киева - точнее не скажу - идет ремонт правой (если ехать из Киева) стороны дороги. Очень много затяжных ремонтируемых участков, где "живого" асфальта остается на одну полосу. Ограждения везде есть, но не шибко заметные в ночи. Судя по размаху (правда, мы там проезжали только в темноте, могло и показаться), взялись там серьезно и надолго. Будьте внимательны.

Е95 была нам попутной до левого поворота на Голованевск - это в 45 км за Уманью (в районе Умани, кстати, подзаправились: две одинаковые желто-зеленые заправки друг напротив друга). Как раз в районе Умани Илья на полчасика меня сменил, а за Голованевском я опять села за руль. Замечу, что до поворота дорога была сухая и чистая, хотя вокруг лежал глубокий снег. Как только повернули с трассы в села - началось! Двухполоска занесенная снегом так, что остается одна наезженная колея где-то по середине. Видишь встречку - оттормаживаешься, прижимаешься к сугробам справа, разъезжаешься, ждешь, пока уляжется снежная буря из-под колес встречного и вернется видимость, только потом прибавляешь скорость. Вот такая веселая схема езды. Скорость, сами понимаете, невысокая.

Наши пассажиры угомонились и заснули. Илья периодически тоже подремывал. Я наслаждалась дорогой, спать пока не хотелось. Проехали Первомайск. Ночь была на исходе - небо стало светлеть. Подъехали к Южноукраинску. Там дорога крутится так, что мало не покажется: какие-то повороты, перекрестки... А ведь зима, и очень снежная зима для этих краев, все занесено, включая некоторые дорожные знаки J. Пока ехали вокруг и через этот самый Южноукраинск, Илья мне открыл тайну: наличие тут самой настоящей АЭС! Бр-р-р. Ее мы увидели выезжая из города. Мрачное зрелище, особенно в утренних сумерках. Проехали.

Тут случилось с нами нечто, что я даже не знаю, как объяснить и описать. Попробую. Сразу за Южноукраинском дорога становится очень прямой, только слегка ныряет между легкими подъемами и спусками. По обочинам растут негустые деревьица, за ними какие-то необозримые поля. Проехали, кажется, километра три... может пять... Небо все светлее, вот-вот взойдет солнышко. Машинка въезжает на небольшой подъем и... В полсекунды мы оказываемся в... я чуть не сказала слово "туман", но это был не он. Просто воздух как будто покрасили белой гуашью - равномерный густой белый цвет. Туманов я повидала достаточно, особенно осенью под Питером. Туман клубится, искрится, он влажный... А тут гадость какая-то. Видимость стала очень плохой, но когда показалась первая в этом "молоке" встречка, пятно ее ближнего света я заметила метрах в 40. Еду тихонечко, почти привыкла (прошло минуты четыре). Тут Илья приоткрыл окно и я почувствовала (извините, если не получится объяснить это ощущение), что я вдыхаю воздух, а он не вдыхается. Я еще вдыхаю - нет воздуха! Понимаю, что дело плохо. Легкие требуют кислорода, а дышать не получается. Борясь с мутью перед глазами умудряюсь сделать следующее: нажала аварийку, фраза "Ребята, мне плохо!", сбавила скорость, аккуратно сползла на обочину, вытянула ручник, кажется, даже заглушила двигатель (последнее - не уверена). После этого закрыла глаза и вылезла из машины, сказав Илье: "Меняемся". На холодном воздухе стало немного легче, в носу появился легкий запах аммиака (?!). Спрашиваю остальных - Илья и Аня в порядке, Валерка и Димка спят. Немного пришла в себя. Илья сел за руль. Поехали. Что это было - не знаю. Думаю, что уже не узнаю никогда. Через километр мы выехали из белого марева и начался рассвет.

Далее на нашем пути был городок Вознесенск, потом Новая Одесса и Николаев - город корабелов, о чем гласят всяческие лозунги в нем. Где-то на этом участке нашего маршрута мы с удивлением обнаружили в восемь утра открытый фотомагазин Кодак (опять же не помню, в каком именно населенном пункте это произошло) и даже закупились там пленкой.

Надо сказать, что чем южнее мы пробирались, тем медленнее мы ехали. Во-первых, наступало утро и на дорогах появился транспорт, с которым надо было как-то разъезжаться или, самое малоприятное, обгонять его. Во-вторых, с каждым километром становилось все больше снега под колесами. Особенно сложно было в селах - рыхлый, разбуравленный во все стороны снег не позволял даже думать о 3-ей передаче. В-третьих, начались балки. Вверх по балке подниматься еще ничего, а вот спускаться - довольно стремно. Хотя во многих местах добрые люди посыпали склоны песком. Что тут сказать? Еще раз мы оценили преимущество полноприводной Нивки. Не подвела нас она. Не хвастаюсь, но констатирую факт - даже такие уставшие, даже на такой плохой дороге, мы умудрялись получать удовольствие от вождения.

Наконец, к девяти утра мы добрались до лежащего под снегом Николаева. Снега было столько, что на первую же ТНК при въезде в город с севера мы (похоже, первые за утро посетители) пробирались по самым настоящим сугробам!

Снегоуборочной техники тут, видимо, не знают. Мы не увидели за эту поездку ни одного ее представителя. Не увидели мы также и людей с лопатами, не увидели, чтобы хоть солью посыпали где-нибудь. Навалило сугробов - ездите, как хотите, люди добрые. Да... Нам-то на Нивке хорошо... А каково местным на летней резине и с задним приводом... Насмотрелись мы чудес, пока проезжали через город. Однако, отдам должное тому факту, что замеченное еще летом большое количество АЗС ТНК в Николаеве продолжает расти. И бензин не вызвал неудовольствия.

Пересекли длинный мост через Южный Буг и поехали дальше. Нам теперь надо по правому берегу Южнобугского лимана на юг еще километров 30 с хвостиком - в село Парутино, возле которого и есть наша цель - заповедник Ольвия - разрушенный античный город.

Илья уже навострился нырять в бесконечные балки, мы привыкли, что скорость в 30-40 км/ч - это очень хороший ход J Все спящие проснулись - за бортом родные места, измененные снегом до неузнаваемости. Последний рывок. Последняя балка. Ура! Парутино! Ольвия!

И тут снова шок. При въезде в село стоит новехонькая АЗС ТатНефть! Фантастика! Чего мы там не ожидали, так это такого прогресса J Жаль, что только что в Николаеве заправились, а то проверили бы качество того, что, похоже, будем летом в бак лить. До сих пор из экспедиции за бензином мы мотались в Николаев.

Опускаю подробности нашего пребывания в Ольвии. Коротко только отмечу, что зашли мы к хорошим знакомым в селе (их дом у самых ворот заповедника). Нас приняли как родных - накормили, напоили, обогрели. И мы пошли гулять по степи, смотреть, как же выглядят раскопки под снегом. Кстати, местные жители сказали нам, что "тако-ого сне-ега-а давно-о не было!!!". Нас с Ильей хватило не на долго - ребята коньяку хлебнули и пошли по пятнадцатиградусному морозу гулять, а мы сонные, трезвые, уставшие. Пробежались чуток - и в хату. Пару часов поспали.

Часам к четырем ребята нагулялись и мы стали решать наши дальнейшие дела. Валерке нужно было возвращаться в Киев - рано утром приедет на поезде его жена, надо встречать. Нам же еще одну ночь в пути не осилить - такой ритм становится опасным. Решили ехать в Николаев, сажать Валерку на поезд, который придет в Киев за час до прихода поезда его жены J. Сами же мы решили ночевать в Николаеве у еще одного нашего друга. Назовем его здесь просто Капитаном. Проблемка была одна, конечно, ни телефона Капитана, ни точного адреса мы не знали. Но разве для нас это проблема? J

Обнимаемся, целуемся, прощаемся с парутинскими друзьями и несемся обратно в Николаев, чтобы Валерку посадить во время на поезд. Успели. Пока Аня и Дима его в вагон засовывали, я связалась с Киевом, выяснила телефон Капитана, позвонила и, ввергнув его и его жену в состояние легкого шока, договорилась о ночлеге. Ура! Нас ждет горячая вода, ванна, ужин и постель. Закупившись гостинцами и выпивкой мы поехали к Капитану.

Это был прекрасный вечер. За ужином мы определили дальнейший маршрут: у Ани в Одессе живет дедушка и его срочно J надо навестить! Почему бы и нет? Летом я побывала в Одессе впервые и влюбилась в этот город. Да и расстояние всего-ничего - километров 130-140.

Отдохнувшие и бодрые утром мы вышли во двор к нашей машинке и обалдели. Похоже, ночью была оттепель, а к утру слегка подморозило, поэтому все предметы на улице, включая нашу Нивку, были покрыты ювелирно-тонким прозрачным льдом. Мы даже поразвлекались: открываешь дверь машины, медленно опускаешь стекло, а ледяное окошко остается! Потом ударом кулака, как в кино, разбиваешь его J.

Грузимся, выезжаем из двора... Ой-ей-ей! Фигурное катание, показательные выступления! Такого катка мы еще не видели. Как вам это описать? От тротуара до тротуара вся проезжая часть - ровное сияющее зеркало. На поворотах и у тротуаров кучки рыхлого снега. Если по льду машины еще как-то ползают, виляя самыми неожиданными способами, то если хоть одно колесо машины попадало на рыхлый снег - катастрофа: сцепления со льдом остальных трех колес (а, точнее, тех или того, которое у данной машинки ведущее) совершенно недостаточно для выталкивания буксующего колеса. Особенно досталось автобусам и троллейбусам - они почти поголовно стояли. Мы наблюдали такую сцену: на остановке стоит троллейбус, его водитель (уж не знаю, зачем) стоит перед ним и одной (!) рукой толкает эту махину несколько метров!!!

Не скажу, что мы чувствовали себя королями дорог, но нам было полегче, чем большей части николаевцев, все-таки полный привод и резина, хоть без шипов, но вполне подходящая для этих условий. И все же через пять минут езды по этому безобразию мы призадумались - а нам оно надо? В смысле, ехать в Одессу. Надо, ответил нам здравый смысл, ибо если до Одессы и от Одессы до Киева трасса наезженная и есть надежда на ее хорошее состояние (наивные!), то тот маршрут, которым мы прибыли накануне, в нынешних погодных условиях становился попросту непроходим. Оставаться же в Николаеве мы уже не могли - на дворе 8-е января. Через два дня надо в Москву. Во что бы то ни стало, мы должны были в этот день добраться до Киева.

Как мы выбрались из Николаева даже не буду пробовать описать. Поверьте, это было очень хитрое и нелегкое занятие. Но мы смогли. Особенно понравились даишники, разгребающие пробку на выезде с моста через Южный Буг: там дорога идет в горку и почти весь транспорт встал. Бравые даишники передвигались от машины к машине методом скольжения: ножки вместе, ручками отталкиваемся от одной машины и катимся к другой, слегка присев.

Но на трассе на ждало страшное разочарование - дорога за городам была точно такая же! Гололед в наилучшем его исполнении. Караул! Правда километров через двадцать Илья как-то научился управляться с дорожной ситуацией и мы стали даже обгонять редкий попутный транспорт. Кое-где разгонялись почти до 80 км/ч - бывали такие участки, где асфальт слегка проступал из-под ледового покрытия, но в основном это было 40-60 км/ч, а то и меньше. Рядом с нами постоянно ехал черный мерседесик с компанией молодых ребят. Иногда они нас сильно опережали, но каждые километров десять у них что-то ломалось и мы проезжали мимо. Потом они вновь обгоняли нас.

До кучи поднялся сильнейший ветер, поэтому, при открывании окна для перекура, в машине моментально становилось очень холодно. Каким-то загадочным образом мы добрались-таки до местечка Коблево (примерно две трети пути до Одессы). Чуть-чуть его не доехав решили перекусить. Нашли придорожную кафешку и от души там позавтрако-обедали J. От машины до крыльца и обратно передвигались по всем правилам парусной навигации - расстегиваешь куртку, разводишь руки пошире - и ветерок тебя несет по льду. Шучу, конечно. Но очень близко к истине.

В самом Коблево пост ДАИ. Подъезжаем, смотрим - затор. Дорога перегорожена шлагбаумом, стоят машинки, попутные нам. Встречных просто нет вообще. Пристраиваемся четвертыми в эту непонятную очередь. Илья идет на разведку и возвращается немного ошалевший. Даишники сказали, что впереди гололед и сильный боковой ветер, машины сносит с дороги, поэтому, мол, до изменения погодных условий (!) все будут стоять тут. Объяснения Ильи о том, что нам бы в Москву, что у нас полный привод, что мы поедем на свой страх и риск, не возымели действия. Что ж. Они о нас заботятся, эти даишники... Но нам надо ехать. Мы хотим до ночи успеть в Киев, а уже одиннадцать утра. Сидим в машине, думу думаем: сколько денег дать, чтобы нас пропустили? Решили подождать пять минут и предложить десять гривен. Ждем. Тут даишники говоря о чем-то своем оказываются возле нас и мы слышим обрывок их беседы: "Ну, что? Может пустим пять машин... для эксперимента?.." J

Ура! Мы попали в эту самую экспериментальную пятерку. Тронулись. Ползем крайне осторожно - страшно все-таки, запугали нас даишники. Через пару километров начинаем понимать, что не так страшен черт! Дорога-то куда менее скользкая, чем была до Коблево! Разгоняемся до 60-80 км/ч и очень бодро проходим остаток пути до Одессы. При въезде в оную понимаем, почему на трассе не было ни одной фуры: несколько десятков их стояло по обочинам. Похоже, им запретили выезжать на гололед. И правильно. Шутки шутками, а дорога была страшная. Мы-то полезли по неопытности и необходимости, и, слава Богу, дуракам везет - прошли этот кошмар без проблем. Но в другой раз я не думаю, что полезу в такую погоду на трассу. Хотя... J

Опять же опущу подробности нашего пребывания в Одессе. Снега много, как в Николаеве. В центр даже не поехали - нет времени. Часа два провели у аниного деда - попили чаю с тортиком. В дальнейший путь выдвинулись поздно: часа в три - в четыре. Отмечу только то, что и тут никто не посыпал песком гололед, не расчищал снег, не убирал сугробы. Зато нас немного погрело солнышко, выглянувшее в середине дня.

И вот мы опять на Е95 J ! Очень быстро темнеет, начинает идти мелкий сухой снег. Дорога сильно запорошена, но в каждую сторону угадывается своя колея. Илья за рулем. Машин сначала не слишком много, почти даже мало, но постепенно, по мере приближения к середине пути их количество растет. Несколько раз общаемся по телефону с Киевом - друзья сообщают, что выпало очень много снега и в городе проблемы с движением. Но нам ли, прошедшим Коблево, этого бояться! Километрах в десяти от Одессы перед нами оказывается медленно ползущий агрегат, который сгребает снег с разделительной полосы и фонтаном выбрасывает его (снег) на обочину. Приходится проскочить под этим снежным душем. Было бы забавно, если бы не общее напряжение - дорога-то не подарок!

Аня и Димка дремлют: им теперь просторно вдвоем-то на заднем сиденье. Илья едет очень быстро (для такой дороги и такой машины). Я сначала напрягаюсь, но постепенно мне передается его желание поскорее доехать до Киева, и я уже не ворчу, а только стараюсь внимательно следить за дорогой - в такой обстановке четыре глаза лучше, чем один.

Сначала дорога шла довольно ровно. Наличие сильного бокового ветра позволило впервые испытать, как машину с четырьмя пассажирами может сносить: чуть скорость ближе к сотне, так слегка сползаем вправо. Пришлось строго регламентировать максимально допустимые км/ч J. Но вскоре все изменилось.

Вот уж никогда бы не подумала, что под Одессой есть такие возвышенности. Оказалось, что дорога постоянно ныряет и поднимается между какими-то холмами. К сожалению, в темноте и снегопаде нам не удалось хорошенько понять местный ландшафт, но ясно было только одно: трасса пролегает почти абсолютно прямо, но без ровных мест: либо вверх, либо вниз. Иногда встречка была отделена сугробами, иногда получалась двухполоска. Что там на самом деле, определить под снегом не удалось J. Порой, когда мы оказывались в ложбине и видели впереди на возвышенности фары встречных фур, нам казалось, что этот подъем мы не одолеем - слишком высоко. Но у страха глаза велики - Нивка бодро перебирала колесиками и, обгоняя увязшие в обочине Газели, шла вперед. Обгонять приходилось часто: многие ехали не быстрее 20-30 км/ч, многие просто стояли. На подъемах было много остановившихся фур - им не осилить это снежное месиво под колесами - они вежливо жались к обочине. Были и те, кого занесло, но аварии при таких скоростях и таких сугробах были не страшные - машины мягко упирались мордочками в снег на обочине и оставались ждать помощи или изменения погодных условий. Ох и понес же нас черт в такую погодку на трассу! Но кто мог знать - южная, хм, Украина!

Принцип движения: сползли на 2-ой передаче вниз, объехали тех, кто там внизу стоит, поднялись, обгоняя ползущих медленнее, несколько минут на возвышенности - побыстрее да поровнее, опять вниз... По-настоящему страшно было только однажды. Илья только начал обгонять фуру, как вдруг она мигнула аварийкой. Тормозить было поздно, обгоняем. Спасибо, что предупредил нас этот водитель! Перед фурой несколько Газелей исполняли какой-то балет. Что именно с ними было мы так и не разглядели - проскочили левее, но если бы не фура, мы в них аккуратно после обгона и перестроились бы. Ничего. В такую ночь лишняя доза адреналина только на пользу - не уснем.

Ближе к Киеву, уже в районе Умани, стало полегче. Перестал идти снег, появилась асфальтовая колея, а потом и вообще снег отодвинулся к обочинам. Ура! Можно прибавить газу! Около полуночи (может около часа) въезжаем в Киев. А где обещанные сугробы? Ну, да. Припорошило маленько. Не спорим. Но нам по телефону обещали какие-то страшные сугробы на дорогах, заваленные снегом машины... Ошибочка вышла.

Киев был как всегда гостеприимен. Около двух часов ночи мы все ввалились к Димке домой, где нас сначала обругали (волновались они за нас сильно!), а потом накормили и спать уложили J

В Киеве мы пробыли еще два дня. Только 11-го утром, погрузив Аньку на заднее сиденье, мы тронулись обратно. Отъезд был отмечен забавным инцидентом. Пока грузились в машину, грели ее, прощались с Димкой, от дома которого был намечен старт, рядом (это было, кажется, 6 утра) суровые мужики в ватниках запихивали в старенький "москвич" зимние рыболовные снасти. Мы тихо хихикали: заведут-не заведут они этот раритет? Увы. Не завели. Подходят к нам: "Ребята, дерните?" Ну, куда деваться? Поможем. Начали таскать "москвича" на тросе по двору, а водитель то передачу забудет выключить останавливаясь, то ручник не отпустит трогаясь с места... Долго катались J. Суббота, утро. Мы разбудили, похоже, все соседние дома (это происходило в спальном районе среди блочных домов - слышимость отличная). Минут только черед двадцать, когда у нас в салоне уже запахло паленым сцеплением и я готова была этих мужиков придушить собственными руками J, они завелись! Но остановились так резко, что погнули нам крюк на тросе и сломали на нем защелку. Хорошо Нивка выдержала этот рывок, не обиделась! Приняв не слишком внятные извинения и благодарности мужиков-рыбаков, мы простились с Киевом и тронулись в обратный путь.

Вот так закончилось наше большое зимнее путешествие. На обратном пути было солнечно и морозно. На таможне пришлось заплатить какую-то мелочь за проезд по дорогам Черниговской области, но меньше тарифа - сказали, что у нас гривен больше нет! Сфотографировались на нейтральной территории у монумента "Дружбы народов". Больше ничего интересного.

Спасибо, что не поленились прочитать этот длинный опус. Замечу, кстати, что не смотря на сложности пути и погодных условий, мы не разочаровались ни в одном своем выборе: маршрутов, остановок, попутчиков J. На будущее решили брать с собой диктофон - не возможно удержать в памяти все те мелочи, которые могут оказаться полезными другим, и которые стоило бы отразить в отчете. И, не взирая ни на что, хочется добавить: зимние путешествия - это нечто особенное: с нетерпением буду ждать следующей возможности так отдохнуть!

Если есть вопросы - пишите (aliona@olbio.org).

Удачи на дорогах!

Алена Геращенко
Москва-Киев-Карпаты-Николаев-Одесса, январь 2003.

P.S. Ваши комментарии и замечания к этому отчету можно опубликовать в конференции "Привал у обочины".

" AutoBanner System "
designer & webmaster & administrator : Victor Y.Loukyanov, e-mail : info@luca.ru
hosting : www.travelone.ru

Полное или частичное копирование или использование для публикации материалов сайта
разрешено при наличии ссылки на этот сайт и указании его, как источника используемых материалов.

| Главная | Конференция | Гостевая | E-mail |

Rambler's Top100 TopList HotLog