Rambler's Top100 Сетка непроторенных дорог
"Путешествие по Эстонии"
Питер - Таллин - Пярну - Курессааре - Таллин - Питер
30 апреля - 3 мая 2005 года

Зревшая долгое время мысль о путешествии в "настоящую заграницу" внезапно обрела свои реальные черты. Неслыханным напряжением силы воли мы таки посетили некое малюсенькое туристическое агентство, расположенное "во кустах на заднем дворе", и заказали изготовление заграничных паспортов. Мы - это я, Сергей, моя супруга Елена и её сын Виталий, 16 лет, счастливый обладатель водительского удостоверения категории "А" и чадящего тарахтящего чуда под названием "ЗиД-Курьер".

Агентство, несмотря на всю свою кажущуюся несерьёзность, свою задачу выполнило точно и в срок - после 10 рабочих дней ожидания нам были вручены новенькие красные книжечки, открывающие перед нами суровые засовы пограничных постов.

Мысль о посещении нашего северного соседа - Финляндии, навязываемая нам друзьями, почему-то не нашла понимания в наших головах, и мы решили обратить свой взгляд на соседа западного - Эстонию. Решение было принято прямо при получении паспортов в агентстве, поэтому, к радости сотрудников этого агентства, мы заявили о желании заказать себе у них же небольшой тур по эстонским городам и весям. Ознакомившись с рекламными проспектами, мы приняли решение о следующем маршруте: СПб - Таллинн - Пярну - Курессааре (о.Сааремаа) - Таллинн - СПб. Эти населённые пункты были выбраны, в том числе, ещё и потому, что в благодатные времена существования Союза братских республик я, будучи в детском и подростковом возрасте, вместе с родителями посещал их не раз, и сохранил в памяти самые приятные впечатления. В том числе мне посчастливилось побывать в те времена и на острове Сааремаа, который был в полной власти военных, являлся погранзоной, и простым смертным доступ туда был закрыт. Отец, который был военным, с помощью друзей достал пропуска для себя, матушки и меня, и мы провели несколько дней в городе Курессааре, который в те времена назывался Кингисепп, как и город у нас в Ленобласти.

30 апреля, 7 утра. Как говорится, "были сборы недолги...". Загрузив в наш "Хундай Акцент" 2003 года выпуска несколько сумок и пакетов с пожитками, мы тронулись в путь. Заправившись под завязку на "Несте" на Малоохтинском, мы благополучно проскользнули по утреннему городу и выбрались на дорогу М11, именуюмую в народе "Таллиннское шоссе". После 2-хчасового, ничем не примечательного следования по этой дороге, мы приблизились к промежуточной цели путешествия - границе между Россией и Эстонией, пролегающей между нашим Ивангородом и "ихней" Нарвой. Суровый знак "Внимание! Впереди государственная граница!" призван, очевидно, побуждать в гражданах серьёзное отношение к происходящему. Подзалившись опять "до пробки" дешёвым отечественным бензином на Ивангородской заправке "ПТК", мы подрулили к хвосту небольшой (по пограничным меркам) очереди желающих покинуть пределы Родины. Тут же к нам подбежал некто с красной повязкой и в категоричной форме потребовал какой-то "талончик", который якобы я должен приобрести на заправке "ПТК" за 30 рублей. Этот талончик, с его слов, предназначен для подтверждения факта оплаты какой-то мифической "стоянки". Так как я ни на какую стоянку не заезжал, а находился непосредственно на федеральной трассе, то этот некто мной был мягко "послан", а в ответ на его возмущение я предложил ему вызвать милицию, если он считает, что я что-то нарушил. После этого мы закрылись в машине и не обращали внимания на его вопли и жестикуляцию. Попричитав, поохав, помахав руками, человек с повязкой удалился в свою будку и больше мы его не видели.

Стояние в очереди заняло где-то 30-40 минут, что по пограничным меркам - совсем недолго. Сонные пограничники и таможенники изучили документы, поковыряли для вида какой-то из пакетов в багажнике, шлёпнули свои штампики в паспорте и на декларации - проежайте! Ну, слава Богу, до свидания, Родина!

Прокатившись по мостику через реку Нарву, мы въехали на эстонский пограничный пост. Подскочивший бодрый юноша-пограничник в зелёной форме энергично поприветствовал нас, выхватил у меня всю пачку с документами и так же бодро ускакал в будку. Через минуту он выскочил из будки и с неподражаемым эстонским акцентом попросил показать номер кузова. Во, блин, будто бы я знаю, где этот номер... После пятиминутных поисков была найдена только табличка с VIN-номером, что юношу не удовлетворило. Он опять ускакал куда-то и появился уже в компании, как я понял, начальника.µ Начальник сразу же спросил у меня книжку по эксплуатации "Акцента". Слава Богу, книжка была в бардачке. После минутного изучения книжки начальник изрёк, что номер, очевидно, находится в багажнике на полу. Вот, блин, ёлы-палы, пришлось вынимать половину бережно упакованных сумок и пакетов. Ура! Номер найден! Соответствует указанному в документах. Начальник разразился монологом в адрес юноши-пограничника, как я понял, наверное, укорял его за несообразительность. После чего лично подвёл меня к тётке, сидевшей в будке. Тётка как раз заканчивала изучать наши документы. Документы у неё вопросов не вызвали, и она энергично штемпельнула наши визы, при этом прочитав мне нотацию о том, что мы обязательно должны покинуть Эстонию не позже указанного в визе срока. Как будто мы этого не знали. Кстати, о сроках визы: эстонцы выдают визу точно на срок бронирования отелей - день в день. Очевидно, они очень опасаются, как бы туристы под кустиком не заночевали.

Покинув эстонский пограничный пост, мы мерно покатили наугад по главной дороге. Как оказалось, мы были правы - главная дорога вывела нас на шоссе, ведущее в Таллинн. Шоссе - очень приличного качества. Несмотря на то, что кое-где идёт ремонт, объезды ярко обозначены и устроены довольно удобно. Почти все едут положенные 90 км/ч, ну, может, километров на 10-15 превышают, не больше. Мерная, ровная, скучная езда. Типичные эстонские пейзажи: поля, хутора, луга, леса.

Около 12 часов дня подъехали к Таллинну. Свернув наугад с шоссе в сторону Пириты, минут 20 петляли по почти лесным дорожкам, пока не выскочили прямо к отелю "Эколанд" на Рандвере Тее. Заселились по ваучеру, полученному в питерской турфирме (40 Евро двухместный номер + 10 Евро доп. кровать + завтрак - довольно дёшево). Отель понравился, чистенький, персонал говорит хорошо по-русски, в туалете/душе пол с подогревом. В этом же здании магазинчик, работающий по эстонским меркам довольно допоздна - аж до 23 часов.

Передохнув с дороги (потянуло покемарить, т.к. спали накануне только около 5 часов), выехали прошвырнуться по городу и навестить подругу моей семьи, живущую в Эстонии аж с 1968 года. Ей в подарок были заготовлены блок сигарет (в Эстонии сигареты раза в 2-2,5 дороже) и две пачки мультивитаминов (там тоже значительно дороже, чем у нас). Как выснилось в процессе езды, я довольно хорошо сохранил в памяти карту Таллинна с детско-юношеских времён. Ориентирование в городе прошло на "ура" - везде, где надо, выезжал с первого раза. Ну, конечно, грешно не упомянуть грамотно организованное движение и наличие большого числа указателей.

Покрутившись по центру, приехали в гости к подруге семьи. Раньше она жила в Ласнамяэ (восток Таллинна), но двухкомнатная квартира стала, видно, не по карману, поэтому она переехала в однокомнатную, но в более престижный район на северо-западе, на улицу Тайме. Район состоит сплошняком из двухэтажных домиков, по четыре-шесть-восемь квартир в каждом. Чисто, уютно, тихо. Живут, в основном, эстонцы, поэтому вокруг благолепие и порядок. Хозяйка никак не вызвала ощущения "угнетаемой" и "притесняемой". Прекрасная квартирка-студия, хорошие соседи, большой участок за домом, на часть которого, естественно, она имеет право.

Попив чайку, поделившись новостями, вручив подарки, мы отправились в обратный путь. Опять покрутились по городу, поглазели на всякие новостройки. Приехав в отель, посетили ресторан. Если бы не крайняя задумчивость-медлительность официанта, то можно ужин назвать вполне удовлетворительным. Правда, местное пиво "Саку" мне лично не понравилось.

Встав наутро, еле успели на завтрак. Хорошо, что по выходным он до 11.00, а не до 10.00, как в будни. Плотный "шведский стол" - бери, чего душа желает.

Собрав вещички, упаковали всё в машину и выехали в город на пешую прогулку по центру. Пришлось воспользоваться платной стоянкой возле Киек-ин-де-Кёк ("Загляни в кухню", одна из башен в стене старого города). Прогулка по Старому Городу, как и ожидалось, была довольно приятной. Зашли в церковь Нигулисте, потерлись в толпе на Ратушной площади, поели пирожных в кондитерской, поглазели на крыши со смотровой площадки. Неприятно поразили цены на сувениры. По-моему, очень дорого. Янтарь тоже очень дорогой. Небольшое ожерелье стоит 450 Евро. С ума сойти, за такие деньги можно золотое такое же сделать.

Расплатившись на стоянке, покатились по Пярнускому шоссе. Опять два часа мерной езды со скоростью 90 км/ч.

Под вечер приехали в Пярну. Курортный городок, состоящий из сплошных отелей, мотелей, пансионатов и санаториев. По карте нашли нашу "Виллу" имени какого-то там капитана, имя его я не запомнил. "Вилла" оказалась гостиницей мотельного типа, в которой мы были единственными постояльцами. Двухэтажный номер - на первом этаже диван (он же доп. кровать), телевизор, холодильник, туалет и душ (пол с подогревом), на втором - две односпальные кровати. Всё из дерева, очень уютно.µ

Поужинали в местном кафе, долго изучали меню, которое оказалось на эстонском, без вариантов, а бармен ни по-русски ни по-английски не бум-бум. Помог какой-то дядька, то ли директор, то ли хозяин. Говорил по-русски с явным эстонским акцентом, а оказался украинцем по имени Николай. Разговорились, оказывается, он живёт в Пярну с 1958 года - служил здесь в армии, да и остался. Жена - эстонка, окружение - сплошь эстонское, поэтому "обэстонился" он конкретно.

После ужина погуляли по пляжам - замечательные места. Чистый песок, тёплое море.µ

Наутро, как и ожидалось, мы оказались единственными пользователями "шведского стола", поэтому, собственно, мы и сидели прямо за этим столом. Подкрепившись, собрали шмотки в машину, попрощались с Николаем, и поехали искать выезд в сторону Виртсу, где нам надо было сесть на паром на о. Сааремаа. Заплутав в улочках Пярну, я по чистой "запарке" свернул налево под знак "только прямо и направо". Тут же осознал свою ошибку и прижался к поребрику, чтобы сдать задом и поехать в правильном направлении, да не тут-то было. Бравые эстонские полицаи, оказывается, наблюдали за моими манёврами из своей патрульной машины, и простить мне мой смертный, по местным меркам, грех вовсе гне собирались. Долго ли, коротко ли, я оказался в патрульной машине с тремя полицаями, один из которых довльно хорошо говорил по-русски. Мне были продемонстрированы мои "художества", записанные на видеокамеру, которая закреплена у них на торпеде. Отпираться бессмысленно, да я и не собирался. После недолгого совещания полицаи решили выписать мне минимальный штраф в 180 эстонских крон (чуть побольше 400 рублей на наши деньги), при том, что максимальный составляет за такое нарушение 3000 крон. Мне был выписан протокол, по которому я должен в течение 15 дней заплатить в любом банке штраф. Но, в любом случае, нужно заплатить до выезда из Эстонии, а то не выпустят. Кстати, заплатить можно и прямо на границе, как мне объяснили полицаи. Границы я ждать не стал, а заплатил тут же, в ближайшем "Ханса Панке".

Расплатившись с местным правосудием, мы выехали на дорогу, ведущую в гавань Виртсу. Очередные 2 часа ровной езды по хорошей дороге - и мы в гавани. При въезде - огромные ветряки, вращаемые ветром, вырабатывают электричество.µ В будке покупаем билет на паром - на всех троих и на машину получается порядка 200 рублей на наши деньги. Становимся в хвост очереди. Паромы ходят практически каждый час, так что ожидание особо не утомило.µ Загнав машину в чрево парома, поднимаемся наверх, бродим по кораблю, потом оседаем в корабельном кафе, где распиваем чаи-кофеи и закусываем бутербродами с неподражаемой балтийской килькой. От Виртсу до Койвисту (о. Муху) - около 40 минут хода. Выкатываемся из парома и начинаем движение в сторону о. Курессааре, который соединён с о. Муху небольшой дамбой. По пути сворачиваем по указателю на страусиную ферму, где за 20 крон за взрослого и 10 за ребёнка нам проводят довольно интересную экскурсию, в ходе которой мы подивились не только на страусов, но и на нанду (страусы поменьше)µ, и на валлаби (маленькие кенгуру).µ Страусы едят лакомства из рук µ и проявляют большое любопытство по поводу приезжих.µ В маленькой лавке продаются страусиные яйца, "махалки" из перьев и прочая страусиная продукция.µ Купили две "махалки" для пыли, получили в подарок несколько отдельных перьев.

По пути в Курессааре заехали в Каали - местечко, где 4000 лет назад упал метеорит, оставив несколько кратеров. Самый большой - порядка 50 метров в диаметре. Большая яма, заполненная водой. Смотровая площадка, информационный стенд.µ

И вот, наконец, - Курессааре. Столица Моонзундского архипелага. Заселяемся в гостиницу "Арабелла". Распаковываем вещички, умываемся. По СМС связываемся с компанией наших питерских друзей, которые тоже приехали в этот же день на Сааремаа, только другим маршрутом. Забиваем стрелку на одной из центральных улочек, возле церкви.

Встретившись с друзьями, мы побродили по местным кабачкам, выбирая поуютнее. Остановились на заведении с названием "Локаал", в подвале. Плотно поужинали, продегустировали местую водочку "Сааремаа", а также крепкий напиток "Строх" австрийского производства, крепостью 60 градусов (а бывает и 80 градусов).

На следующий день решили поехать на мыс Сяяре, поглазеть на остатки Стебельской батареи и на знаменитый Сяярский маяк. Погода была явно нелётная - ветер, дождь. На море - шторм. Тем не менее, решили поездку не отменять.

Шторм оказался не таким уж и страшным, доехали до маяка на самой окраине Сяяреµ, докатились до остатков батареиµ, прогулялись по лесным дорожкам. Кстати, по нашим меркам, это явно "погранзона", в которую у нас въезд был бы закрыт. В Эстонии же, почему-то, никто нас не останавливал и не беспокоил, хотя пограничник глазел на нас с вышки в бинокль.

На обратном пути подвезли некоего эстонского лесного мужичка, который пытался всю дорогу что-то объяснять нам на жуткой смеси русского, английского и эстонского. При этом он был, как оказалось, мертвецки пьян, но, однако, по его словам, ехал в местный магазин "за ещё".

Остаток дня провели, осматривая Епископский замок (очень красивый, хорошо сохранился) и подыскивая кабачок для ужина. В результате, пошли в тот же "Локаал", где и отведали шикарной свинины под пиво.

Купив в местном супермаркете поесть/попить в дорогу, мы попрощались с Курессааре и двинулись в обратный путь. Опять проехали по дамбе, мимо страусиной фермы, и прибыли в гавань Куйвасту, чтобы сесть на обратный паром. Обошлось без приключений, паром пришёл вовремя, бутурброды с килькой в кафе не перевелись.

По дороге в Таллинн проехали по одному из немногих участков дороги, где можно ехать 100-110 км/ч. Вызывает бурную радость.

В Таллинне опять заселились в "Эколанд", опять посетили нашу подругу, которая передала для моей матушки несколько пакетов с какими-то шмотками. Потом, поставив машину на стоянку возле отеля, вызвали такси и поехали в центр. Перед этим осмотрели возле нашего отеля группу спортивных машин с питерскими номерами, прибывшими на соревнования в Таллинн.µ

Погуляв опять по Старому Городу, мы засели в шикарный кабак под названием "Olde Hansa", сделанный в средневековом стиле. Глиняная посуда, свет только от свечей, вкусные настойки/наливки, пиво с корицей, копчёная сельдь, разные закуски. Не оторваться. Оставили больше 600 крон, но не жалея. Вкусно и интересно.

На обратный путь в отель долго выбирали себе такси - выбрали 220-й мерс. Что от отеля до центра, что обратно - заплатили по 100 крон, включая "сдачи не надо". На наши деньги получается 230-240 рублей, что вполне приемлемо, ехать довольно долго, машины-такси очень хорошие. В центр ехали на новом Фольксвагене-Пассате.

На завтрак опоздали, да и не особо хотелось. Запаковали шмтоки, заехали в супермаркет, купили и поесть, и попить. Опять пилили три часа до Нарвы.

В Нарве, ученные интернет-опытом, на границу не попёрли, а заехали в отстойник. Пограничный переход в Нарве находится в центре города, поэтому, чтобы не создавать скопления транспорта, машины собираются на окраине в огромном бетонном дворе, и по пять штук пропускаются на границу. Мы провели в отстойнике около часа, что совсем недолго, по отзывам "бывалых". По команде дежурного, в составе очередной пятёрки, рванули на границу. Слава Богу, эстонцев номер моего кузова больше не интересовал, поэтому на эстонском посту мы провели всего минут пять. Потом простояли полчаса на мосту через р. Нарву, ожидая очереди на российском посту. Наших таможенников заинтересовало, сколько мы везём алкоголя. Я ответил, что не больше литра на человека, это их удовлетворило. Сколько можно - я и не знаю до сих пор. Вся процедура возвращения на Родину, с момента въезда в нарвский отстойник, заняла чуть больше 2-х часов, что, как я понимаю, приемлемо.

В целом Эстония произвела на нас впечатление довольно уютной страны. Тихо, мирно, безопасно. Цены в магазинах - примерно как у нас. Что-то чуть дороже, что-то чуть дешевле. Дорогие сигареты и лекарства. Бензин тоже дорогой - 95-й стоит под 30 рублей за литр. Никакого "ГАИ" нет. Обычная полиция следит и за дорогами. Никаких "я видел, как ты нарушал" не бывает, всё только под фото-видеодоказательства. Штрафы большие, поэтому лучше не нарушать. Гостиницы стоят от 40-50 до 70-80 Евро за двухместный номер. Доп. кровать - 10-15 Евро. Везде включён завтрак. Эстонская крона меняется на рубли и обратно по курсу 2,35-2,40 рублей за 1 крону.

В общем, нам понравилось, хотим поехать ещё.

Сергей Ляликов
Питер-Таллинн-Пярну-Курессааре, май 2005.

P.S. Ваши комментарии и замечания к этому отчету можно опубликовать в конференции "Привал у обочины".

designer & webmaster & administrator : Victor Y.Loukyanov, e-mail : info@luca.ru
hosting : www.travelone.ru

Полное или частичное копирование или использование для публикации материалов сайта
разрешено при наличии ссылки на этот сайт и указании его, как источника используемых материалов.