Rambler's Top100 Сетка непроторенных дорог
| Главная | Конференция | Гостевая | E-mail |
"Северное Приладожье"
Санкт-Петербург - Лосево – Приозерск – Березово – Хийтола – Ласанен – Куркийоки –
- Вятиккя – Терву – Соскуа - Ласанен – Терваярви – Лумиваара – Лахденпохья – Сортавала –
- Рускеала - обратно

20-22 августа 2001 года
Отчет любезно предоставил Алексей Шварев (www.around.spb.ru)

0 км. 12:30
Утром долго собирались. Предусмотрели все варианты существования в ближайшие 3-4 дня. Туристского снаряжения нет, поэтому упакованы различные ведра, миски, ковшики, спальник и подушка J Выезжаем...

24,5 км
Заправка на пр.Культуры, полный бак.

По случаю понедельника поток в сторону города гораздо больший, чем из города. Едем в колонне из 5 машин достаточно резво, лидер "спонсирует" в населенных пунктах.

За Лосево ехали уже в полном одиночестве. Весь Карельский перешеек проезжаем без остановки, делаем 10 минутную стоянку на оз. Комсомольском (поворот на Красноармейское за пос. Суходолье).

Проезжаем дот, расположенный справа от шоссе, сразу за придорожной лесополосой, после поворота на Елизаветинку. К нему съездим позже…

Покрытие: Бугры-Агалатово – 4, Агалатово- поворот на Керро – 5, дальше до Лосево – 4, от Лосево до Призерска – 5 баллов.

Приозерск проезжаем тоже без остановки, сюда мы приедем через месяц, на День города.

После Приозерска начинается петляние дороги, больше 60 км/ч ехать не получается. Тем, кто там едет в первый раз – категорически не рекомендую ехать быстро ! Шоссе практически без обочин, вместо обочин вдоль дороги лежат валуны.

За поворотом на Кузнечное кончается асфальт. L Далее, до Карелии, 5-6 км грунтовки.

~200 км. 16:00
Транспарант "Республика Карелия", "Лахденпохский район". Начался гладкий асфальт. Мы воспряли духом J

Впереди домик, шлагбаум. Вокруг слоняются 4 солдата. Даю подошедшему приглашение и паспорта, приглашение он вдумчиво читает, паспорта листает и отдает. Шлагбаум поднят, мы – в погранзоне! Тут же останавливаюсь, чтоб спустить давление в шинах, уж очень сильно трясет на грунтовке. Стравливаю по 0.2 атм, ехать становиться гораздо приятней. В обе стороны от КПП уходит колючка на столбах, контрольно-следовая полоса J Машины с цифрами "10" (регион – Карелия) пропускают, уже издалека поднимая шлагбаум.

Трясемся по грунтовке в сторону Хийтолы (этот участок дороги признан мною (3 балла), как самый плохой на всем пути до Лахденпохьи). Проезжаем мимо полигона, с дороги видно здание управление огнем (типовой домик с вышкой, видели такие в районе Каменки). Следом проезжаем брошенный военный городок в деревне Куликово.

Приближаемся к Хийтоле. Впереди в путанице проводов (на переднем плане подстанция и станция железной дороги) огромная скала, высящаяся посреди равнины. К сожалению наверху, вместо замка, обосновались военные – стоит РЛС.

Поправка: Это не РЛС, а телевизионный ретранслятор. Доступ к нему свободный.

Шоссе делает поворот на восток, проезд через первую теснину: дорога сужается и протискивается в вырубленной скале. Сразу за поселком асфальт кончился.

Грунтовка вьется как заячий след, дорога постоянно прижимается к холмам и никогда не прорезает поле напрямик. Присмотревшись в ЛЭП тянущейся в сторону поселка Куркиёки обнаруживаю что мы большую часть времени петляем вокруг да около. Объясняется это тем, что в старые времена дороги в распутицу были проходимы только на каменистых склонах холмов, вот с тех допетровских времен дороги прижимаются к холмам.

От Ниеншанца в Кроноборг шла хорошая грунтовая дорога, проходившая через Лемпаала (Лемболово), Суванто (Отрадное) и Кексгольм (Приозерск). На дороге располагались постоялые дворы, в которых путники могли получить сменных лошадей, пищу и ночлег.

Холмы – это не просто добрые камовые холмики невской низменности, холмы показывают зубы: повсюду вылезают камешки, камни и каменюки. Кости земли. Дорога облизывает каменистые выступы, масса закрытых поворотов на 45 ,90, 135 и 180 градусов. Причем радиус минимальный. Полотно узкое, наслушавшись рассказов о карельских гонщиках, прижимаемся к самой обочине. И не зря, пару раз в повороте выскакивали навстречу на полном ходу грузовики (потом мы научились высматривать их впереди по шлейфу пыли и подгадывать с ними встречу на прямых участках). Поначалу было жутковато и в повороты вписывались на 20 км/ч. Все усугублялось сочетанием поворота с подъемом и рытвинами выкопанными тяжелыми грузовиками.

Представьте цифру "8". Обе окружности – это поля, зажатые между каменистыми холмами – "вуори".

Поправка: Насчет гор и холмов. Большой русско-финский словарь дает такие значения перевода этих слов. Гора – vuori, гора поросшая лесом – vaara, на севере горы зовут на лопарский манер – tunturi, небольшая гора – mäki. Но мне кажется, что финны используют эти слова довольно произвольно. Так неподалеку от п.Куркийоки есть два городища. Одно называется Линнавуори, а другое – Линнамяки. По внешнему виду эти горы различаются несильно.

Дорога идет вдоль правой части восьмерки, в месте слияния кружков – огибает вдающийся хребет. Траектория вроде цифры "3". Там, где у тройки средний выступ на поля сильно выступает каменный хребет. Дорога перепрыгивает через него, при этом практически поворачивая на 180 градусов. Можно почувствовать себя финским "Мяки Хаккиненым", можно просто слететь с дороги. Стоят знаки ограничения скорости. Верьте им, люди ! J

Изредка в стороне от дороги встречаются хутора – серо-коричневые домики на окрестных холмах. Ландшафт напоминает среднерусский, только всюду высятся каменные кручи, на них раскоряченные ветрами ели и сосны.

По километражу мы уже приближаемся к цели нашего путешествия – местечку Ласанен, в 6 км от Куркиёки. Однако вокруг только пустые холмы, да покосившиеся сараи. Дорога сухая и за машиной вьется 200-метровый шлейф пыли, в момент разъезда с встречным впереди видимость метров 20.

Решаем немного передохнуть, определить свои координаты и полюбоваться на местные красоты. Останавливаемся у высокой скалы-холмы на берегу залива. Залив Мустоланлахти. Конечно лезем на самый верх (30-40 м над дорогой) и смотрим на прихотливо извивающийся залив (правое ответвление залива Найсмери) у наших ног. Залив вьется между каменных берегов и исчезает в направлении Ладоги. В тупике залив зарос камышом и плавно переходит в заливной луг.

Посмотрели-осмотрелись. Обнаружили, что Ласанен и долгожданные друзья и гостиница совсем рядом. Едем дальше. Едем минут 10 и обнаруживаем знак "Куриёки" и заправку ТНК. Ясно что мимо Ласанена мы проехали, но и указателя по дороге не было. Внимательно изучив карту (ссылка), едем обратно "до второго левого поворота на грунтовую дорогу". Находим второй поворот, неожиданно начинается асфальт, дорога лезет в горку, в седловину между холмов. Переваливаем через подъем и…

О, ЧУДО! Впереди на берегу фьорда (только камня не так много, а леса наоборот) белокаменный поселок из силикатного кирпича. У причала стоят корабли. Такой контраст по сравнению с запыленными придорожными хуторами! Слева – поле, за полем отвесная скала высотой метров 30. Въезжаем в поселок, находим гостиницу и в ней наших друзей – Игоря и Марину Петровых.

Проезжающим: в п.Лаасанен в 6 км не доезжая до Куркиёки со стороны Хийтолы есть гостиница в кирпичном доме, из неудобств – отсутствие горячей воды, но цена койко-места – 75р. Номера – двухместные. Тишина и покой.

220 км. 17:00
Объяснения очагу цивилизации в суровом Приладожье: бывшая военно-секретная база института Морфизприбор. Что-то тут проверяли на 40 метровых глубинах у поселка и на 200 метровых у выхода в Ладогу. По крайней мере в качестве прикрытия копны сена местные жители используют обтекатели от моделей подводных лодок. Жителей тут немного – 300 человек в двух кирпичных домах и немногочисленных домиках округи. Зато у многих – дачи: симпатичные домики на другой стороны залива Найсмери.

Вечером пошли погулять. Раньше это место называлось Риеккала. Часто встречающееся название "Риеккала", происходит от карельского слова "крейкала", то есть место, где жил греческий монах. И действительно, на о.Риеккала в Сортавала была одна из древнейших церквей в Приладожье, а в заливе Риеккала в Куркиекском районе была старейшая в районе часовня. Интересно, что финский историк Т.Швиндт еще в XIX в. использует слово "риеккалайнен" как синоним "православный".

Холм в центре поселка – одно из мест, где мог стоят древний храм. Сейчас холм знаменит среди орнитологов тем, что только здесь можно увидеть десяток разновидностей дятлов. И тут же в подтверждение слов на сухой ветке сосны появился дятел и начал выстукивать жучков.

Затем в одной из комнат общежития осматриваем ручной ткацкий станок. Хотя он был построен до войны, но и сейчас в прекрасном стоянии. Жаль нет материала, чтоб соткать холстину…

220–280 км. 11:30 – 21:00

С Мариной Петровой – директором Куркиёкского краеведческого центра поехали колесить по интересным местам в окрестностях Куркиёки.

Благодаря энергичной деятельности графа Оксенштерна, Куркиекское графство быстро богатело. 20 мая 1668 г., по ходатайству графа, Куркиеки получили статус торгового города и новое название – Кроноборг. Официальные документы составлялись на трех языках - шведском, русском и немецком. В Кроноборге, Тиурула и Терву были суды. Суд проходил при участии 12 выборных заседателей.

Дорога, после въезда в поселок (мимо двух АЗС) делает еще две традиционные петли, вжимаясь в каменные бугры.

Однажды пришли шведские воины и сделали неожиданный тактический маневр: пока защитники подкарауливали их на склонах холмов, шведы настелили гать прямо по болоту и вышли в центр поселения. Яакко Пунтус сражался в заливе Лайккаланлахти (Куркийокский), дошел до Лююссиня, для этого он навел мостки через болото и преодолел каменные заграждения на дороге.
(Народные предания Приладожья)

Начинается асфальт. Впереди несколько двухэтажных домиков вдоль реки Куркийоки, за рекой вправо, прямо из воды, выпирает покатая скала, тут центральная площадь поселка. На скале стояла кирка, которая сгорела в 1991 году. Сейчас там памятники финнам, погибшим в 1918, 1939-40 и 1944 годам, памятник советским войнам, погибшим в 1941, 1944. От кирки остался только фундамент, рядом деревянная стилизованная стрела – памятник 600-летию Куркиёки.

На том берегу также магазины, почта. На заднем плане – мачта телевизионного ретранслятора стоящего на гладкой голой скале, которая возвышается в центре поселка.

На этом берегу под горой Линнавуори – двухэтажная гостиница, рядом аккуратный причал. Стоят прицепы, катера спущены на воду. У гостиницы несколько машин с питерскими номерами. Река между гостиницей и скалой на противоположном берегу имеет такой ухоженный вид, что многие отдыхающие принимают ее за канал. А на самом деле это река, правда сама Куркийоки очень короткая – всего метров 300 длиной. Она начинается от слияния речек Рахоланйоки (Денежная) и Хейнйоки (Сенная) и заканчивается, впадая в Куркиёкский залив.

Постояв на скале у бывшей кирки, возвращаемся к гостинице и мимо нее проходим в сторону залива. Здесь виден старый фундамент дома и рядом заложенный фундамент будущей церкви. Место выбрано не случайно, здесь на берегу реки стояла старинная куркиёкская церковь.

Административный центр погоста находился на правом берегу реки Кирьяж (Куркиеки), при впадении ее в Ладожское озеро, где сейчас находится п.Куркиеки. В этом месте стояла большая церковь Рождества Пречистой Божьей Матери. Поэтому официально погост назывался Богородицким Кирьяжским погостом. Первое упоминание этой церкви в летописи относится к 1396г., но финский историк Хейкки Киркинен считает, что церковь в Куркиеках была уже в 13в.

Поправка: К сказанному выше можно добавить: Православная церковь стояла на этом месте до начала 17в. Затем церковь была сожжена, а на этом месте расположилась усадьба графа Туура Габриэля Оксенштерна. В 1711г. Кроноборг был освобожден русскими войсками и земли Оксенштерна перешли в казну. В 1743г. земли Кроноборгской волости были подарены Скавронским, а в 1797 г. перешли к Воронцовым и на месте усадьбы Оксенштерна появилась усадьбы Воронцова. В 1873г. имение было выкуплено Финским государством и в бывшем имении Воронцовых расположилась сельскохозяйственная школа, а с 1897г. – сельскохозяйственный институт. Институт был одним из лучших в Финляндии, ему принадлежали 56 зданий и 794га земли. Вот фундамент одного из его зданий (сгоревшего в 90-е годы 20 в.) и виден на правом берегу, в устье реки Куркийоки.

Рядом дом, где родился президент Финляндии в 30-е годы Реландер. Памятная табличка. Деревья, высаженные учениками финского сельскохозяйственного училища: лиственница, кедр, вирджинская сосна, клены…. Рядом лишенное черепичной крыши здание, где размещались учебный двор. Возможно там будет размещаться Куркиёкский краеведческий центр. Основательный низкие гранитные стены, голые стропила. Крышу из красной черепицы уже "приватизировали" L

В 1873г. в п.Куркиеки было открыто сельскохозяйственное училище (позже институт), в дальнейшем прославившееся на всю Финляндию. В училище преподавал знаменитый ученый В.Рясянен. Училищу принадлежали 56 зданий, мельница и электростанция.

Едем вверх по реке в сторону домика, где размещены рисунки. Домик расположен на возвышенности в окружении лиственниц в полукилометре от центра поселка. Построен по проекту финского архитектора Ларса Сонка. Снаружи не слишком большой дом внутри просто огромен ! 186 кв.м. Старинные изразцовые печи-камины. Работы детей куркиекской художественной школы. За посетителями присматривает овчарка Багира – неслышно подкрадывается и высовывает морду между портьерами J

От домика возвращаемся к центру и поднимаемся на гору Линнавуори. Поднимаемся по западному пологому склону горы. Северный и восточный склон каменной горы – практически отвесен. Вершина – голый гранитный монолит. Сверху видна вся панорама окрестностей. В древности на скале было городище-крепость, и сейчас на Линнавуори видны остатки крепостных валов, защищающих городище с запада. К сожалению крепость была разобрана на постройку домов в середине 19 века. На вершине, среди традиционных надписей типа "Кися и Ося были здесь", встречает выбитая на скале надпись, датированная 1901 годом.

Спускаемся, осматривая остатки валов и выезжаем по направлению к Лахденпохье. Проезжаем несколько приземистых зданий, это бывший маслозавод.

Крупнейший в Финляндии, построенный в 1896г. маслозавод кооперативного общества "Куркийоен Осуусмейери", также располагался в п.Лопотти(Куркиеки). При заводе действовала мельница, а с 1929г. и лесопильный завод.

При выезде из поселка, справа за болотцем высится скала, рассеченная трещиной. Это – следы землетрясения 1850г. Недавняя геологическая экспедиция в результате обследования скалы получила ценные данные о развитии тектоники "всплывающего" Балтийского щита.

Ледниковый период оставил здесь неизгладимый след в виде отполированных скал, вытянутых с севера на юг озер и камовых холмов. После давления гигантского слоя льда в 2 километра толщиной балтийский щит до сих пор медленно поднимается. На юге Ладоги и Финского залива море наступает на сушу, на севере – наоборот. Мы ходили по береговым уступам, которые несколько тысяч лет назад были берегом. Теперь до воды более километра.

Едем по дороге, Марина рассказывает историю каждого придорожного холма. На одном было древнее кладбище, на другом – действующее современное. Удивительно, как сохранена древнейшая история этих мест!

Немного не доезжая до асфальта сворачиваем по указателю на поселок Терву. Наш путь лежит в окрестности деревни Вятиккя, на место поселения людей каменного века.

Неподалеку от современного поселка Терву, в п.Артонпохья в начале 17в. был скит, в котором жил отшельник Домка Самуилов. В народе он слыл святым, эту местность стали называть "Святика". В шведской поземельной книге 1618г. это название уже присутствует в официальном качестве. В последствии это название изменилось в современное - Вятикка.

Ничем не примечательная дорога в лесу. Перекресток. Свежие придорожные канавы. Удивительно, но канавы пересекли место поселения, в кюветах на вымываемом дождем песке находим кварцевые сколы – ножи наших предков, куски глины с отпечатками растительности – обмазка хижин, керамика с узорами – посуда из которой ели 5.000 лет назад. И все это – даже не на раскопе, а просто в придорожной канаве. Главное – археологи подсказали, куда смотреть. Немного поодаль – ловчие ямы на береговом уступе и ямы, оставшиеся от жилищ древних людей.

Вокруг, в сосновых борах, заросли брусники. На веточках завязались все цветочки и брусника висит крупными гроздьями по 8-10 ягод. Издалека – как ягодная плантация. Грибы попадаются, но как правило засохшие. Лето сухое и жаркое. Заезжаем на хутор у берега залива. Стандартные в этих местах указатели: "парковка. ночлег. лодки".

Едем в сторону поселка Терву, по пути заезжаем на турбазу питерского завода. С разрешения администрации проходим на ее территорию. Здесь располагается часовня.

24 сентября 1994г. в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев Настоятелем Никольской церкви г.Сортавала священником Александром в сослужении с Настоятелем православного прихода г.Лахденпохья священником Георгием освящена часовни во имя преподобных. Часовня была возведена работниками государственного предприятия "Ленинградский Северный завод" и стараниями генерального директора Г.П.Гардымова.

Рядом, на дорожке вкопан настоящий пограничный столб СССР, поодаль на поляне стоит зенитно-ракетный комплекс. Посмотрели на него вблизи, такое ощущение, что ракету можно запустить J Все в смазке, крутится, дата поверки 1964 год.

За турбазой очередной выход гранита, скала поросшая для маскировки елочками и можжевельником поднимается метров на 30 над заливом, а на ее вершине расположена смотровая вышка. Сверху вид – просто изумительный. Видна Ладога за островом Койонсари, вдали из воды вылезают гладкие скалы, как спины китов.

На другой стороне залива – летние домики дачников. В одном из них, как нам рассказали, летом живут финны, выходцы из этих мест. Однажды они порядком напугали туристов-водников. Туристы долго шли между островами и когда решили спросить дорогу до какого-нибудь поселка, им стали объяснять как туда добраться на смеси русско-финских слов. Туристы подумали, что они каким-то образом проплыли на территорию Финляндии J. Финны их убедили, что к их великому сожалению Ладога – внутренний бассейн России.

Едем дальше, в поселок Терву. Деревня производит почему-то суровое впечатление: серые домики у дороги, над ними нависают каменные обрывы, всюду из земли вылезает скала. Мы подъехали к остаткам когда-то очень знаменитого сыродельного завода.

В 1857г. интендант, барон Себастьян Грипенберг взял в аренду усадьбу Терву, где построил первый в Финляндии сырозавод. Сыр изготовлялся по датской технологии. Масло и жирный сыр с особой торговой маркой возили на продажу в столицу (Петербург).

Сейчас эти основательные, с гранитными стенами, дома в запущенном состоянии, в одном из зданий – местные мастерские. На, опять-таки J каменном, холме у берега залива стоит белокаменный дом. Рамы полувыбиты, полузаколочены. Печальное зрелище.

С береговых скал открывается вид на залив и проход в Ладогу.

Реклама сотового оператора Дельта J. Может быть они мне сделают бесплатный телефон за рекламу? J Хотя в Приозерске встречается рекламный щит: "Зона действия Дельты – 35км вперед", но почти везде на высоких точках в западной части Приладожья Дельта работает (Nokia-440, антенна 7см ). Видимо хватает сигнала от соты в Приозерске. Вообще на Карельском Дельтой охвачена бОльшая территория, чем NWGSM, за что ее и люблю, впридачу к ее тарифам J

Едем на мельницу к реке Соскуанйоки. Возвращаемся к Куркиёки, у домика с надписью "Автосервис" сворачиваем на дорогу к деревне Соскуа.

Дорога проходит мимо окончания Куркиёкского залива, километра через три начинается деревня, у дороги доска с надписью Соскуа. Деревня, как и все здесь, не плотной застройки, а с далеко расставленными домами. Иногда деревней называют группу хуторов на расстоянии в несколько километров. Проезжаем через деревню до сгнившего моста через Соскуанйоки. Мост сгнил так, что пройти можно только по основным продольным балкам из необъятных бревен. Поперечные брусья уже сгнили в труху.

Дальше еще метров 300 по краю поля и впереди порог и бывшая мельница. На другой стороне на косогоре стоит домик, оттуда гавкает собака. Посмотрели плотину, к сожалению очень сухо и воды почти нет. Придется приехать на водопады следующей весной.

Едем обратно, в 3 километрах от дороги оставляем машину и идем на лесное озеро. Озеро расположено между Куркиёкским заливом и Соскуанйоки. Поднимаемся в гору по размытой лесной дороге. На ней видны следы машины. Прикидываю, что здесь могло проехать, если колея около полуметра глубиной в глинистой почве. Сворачиваем с дорожки влево вниз на тропинку. Вокруг таежный лес, слева и справа нависают скалы. Один из валунов с автобус ПАЗик величиной имеет плоский бок с отрицательным углом. Наслушавшись накануне рассказов о петроглифах, которые находят в Карелии и Финляндии, вдруг вижу мамонта изображенного на этой скале! Уж очень хочется быть первооткрывателем J

Действительно контур, только не из охры, а лишайника очень напоминает рисунки из Эрмитажа. По крайней мере в черно-белом видоискателе камеры мамонт виден очень четко. И тут-же этот бок перечеркивают две складки, как андреевский флаг. Чего только не увидишь при желании и после рассказов о чудесах Приладожья!

Кстати, один из ручьев в Куркиёки имеет название Денежный (Рахоланйоки), т.к. где-то на нем было торжище и до сих пор на поле находят шведские и русские медные деньги. Марина зашла в местный магазин, а вернулась оттуда с медной монеткой. Продавщица передала для музея монету, найденную местным мальчишкой при ловле рыбы. На монетке отчетливо виден год: 1673 И три короны – шведский герб.

Идем вдоль берега озера, поворачиваем за "угол" и выходим на покатую каменную скалу, уходящую в озеро под углом 45 градусов. Оба берега озера в скалах. Глубина – около 20 метров. Вода очень теплая и прозрачная. Уже при заходе солнца видно дно на глубине в 2 метра. Изумительное четкое эхо с задержкой около секунды от противоположного скалистого берега.

Вечереет, мы идем по тропинке обратно к дороге. Следующая остановка в "истоке" Куркиёкского залива. Забираюсь на скалу и делаю пару снимков в заходящем солнце. Едем обратно, в Лаасанен.

280 км. 8:15
Выезжаем в сторону Лахденпохьи. Проехав 13 км от Куркиёки сворачиваем вправо на Тервоярви. Проезжаем по грунтовке ряд деревень и хуторов. Среди них выделяется дом художника Васильева: белый домик у дороги с надписями по-фински и росписью.

305 км
Подъезжаем к поселку Лумиваара, сворачиваем с дороги в горку. На горе заброшенная кирка. Дата постройки – 1935 год. Белокаменное здание, колокольня. Почему-то напоминает церковь в московском Коломенском. Здание в хорошем состоянии, только кто-то уже начал вскрывать полы.

Поднимаемся на колокольню, последний марш лестницы уже качается. Высокие проемы колокольни закрывают жалюзи. У одного проема даже работает их механика. Висят два колокола. Мы не стали будить дремлющие окрестности. Спускаемся вниз, на хоры. Внизу лежит крест, сорванный ветром со шпиля колокольни. Странная чистота необычная для оскверненных мест на Карельском перешейке. Рядом с киркой традиционное финское воинское захоронение.

Спускаемся с холма в Лумиварра, 11 километров до Лахденпохьи.

315 км, около 10 утра
В Лахденпохье прощаемся с Игорем и Мариной. К сожалению за один день невозможно объехать и обойти все интересные места в Приладожье, даже под руководством знатоков этих мест. Но мы приедем еще ! J

Едем в сторону Сортавалы с целью доехать до порогов-водопадов на реке Тохманйоки на шоссе Сортавала-Вяртсиля. Шоссе асфальтировано, присутствуют знаки. Но я бы предпочел что-б было побольше знаков информирующих о опасных поворотах и спусках. Соблюдая осторожность и пропуская карельских драйверов приближаемся к цели. Особенно богат на внезапные и крутые повороты участок Раухала-Хаапалампи, около 25 км. Справа периодически видны красивые озера с изрезанной береговой чертой.

355 км. 11:30
Незаметно въезжаем в Сортавалу. Карта города. Слева ретрансляционная вышка. Проезжаем по длинному мосту в центр города. Сходу проскакиваем центр и обнаруживаем себя на противоположной стороне. J Возвращаемся, цель: найти книжный магазин. Он находится сразу на углу Октябрьской и Кирова. Фотоальбом "Валаам" – 1500р. Фотоальбом "Карелия" – 750р. Красивый, но тонкий альбом с рисунками старинных зданий Сортавалы – 200р (в магазинчике с туристко-финским уклоном где-то в районе ул.Суворова он стоит 150р). И тут же искомое: карта Сортавалы – 5р, буклетик социалистических времен – 5р.

Покатались по городу, съездили к причалу (ул.Комсомольская). Приличное кафе обнаружено не было и мы решили сразу двинуть на водопады.

Неторопливо едем по шоссе на север (Вяртсиля, Петрозаводск, Питкяранта). Проезжаем несколько приличных АЗС. 95й бензин по 9.70 – 10.00 р. Шоссе идет через пригород Сортавалы Хелюля. С обеих сторон к дороге подкрадываются гранитные скалы. Много ограничений скорости 40км/ч.

Проезжаем развязку Вяртсиля-Ляскиля, сворачиваем налево на Вяртсиля. Обнаруживается, что мы едем по шоссе качество которого не уступает трассе "Скандинавия". Постепенно разгоняемся до 120-130 км/ч. Дорога идеальна, единственная опасность – заглядеться на виды, открывающиеся по сторонам.

Прикидываю расстояние до Тохманйоки (4-5 км недоезжая до п.Рускеала), при приближении сбрасываем скорость, что бы не пропустить водопады.

400 км
Это место пропустить сложно: справа открывается вид на поляну у дороги. За поляной, поперек скального массива, бежит по камням река Тохманйоки. Перед мостом съезд вправо на парковку. Надпись: АО "Вяртсиля". Парковка платная. На всякий случай интересуюсь что еще тут платное и сколько стоит. Оказалось, на самом деле все бесплатное. J

Засыпанная гравием площадка-парковка. Туалет. Площадка с беседками и детскими качелями. Открытое кафе. Можно попить кофейку из самовара с чипсами или заказать шашлык. 70 рублей порция.

Водопад-порог. Путь реке преграждает скала, река спадает по ней двумя рукавами. Перепад высот – 2-3 метра. Вверху тихое лесное озеро, затем вода прыгает по камням в нижнее "озеро". Посередине, между двумя рукавами – островок. При нынешней, малой воде на него можно перебраться. Только надо быть осторожным: гладкие мокрые камни очень скользкие. Прыгаем по скалам, спускаемся к потоку. Жаль, что уже не жарко, я бы с удовольствием влез бы в бурлящий поток. J

На другой стороне нижнего "озера" – мини-пляж у самых беседок, на нем плоский валун, место для фото на память. Все просят всех сделать групповое фото. Конечно так поступили и мы.

Решили поискать второй водопад на заброшенной плотине. Он расположен вниз по течению, на другой стороне от шоссе. Согласно описанию нашли песочный карьер, исследовали пару троп отходящих от него, нашли лишь маленький каменистый порог, шум от которого слышен метров на 100. В лесу оказалось множество больших и голодных карельских комаров – мы спаслись бегством обратно к цивилизованным водопадам.

Пока жарили шашлык, жена удила рыбу, дочка общалась с детьми из семейства, остановившегося рядом - я облазил водопад и прибрежные скалы вдоль и поперек.

Наконец шашлык был съеден, соседи поймали одного окунька. Пришла пора двигаться дальше.

У нас было заманчивые альтернативы: поехать на мраморные карьеры в Рускеала или двинуться в объезд Ладоги, через Питкяранту и Олонец. Либо просто поехать домой. Подумав полчасика решили, что по каменным красотам у нас наступил предел восприятия и больше любования скалами у нас не получится. Насчет Олонца – было неясно как там дорога и отсутствовала "теоретическая" подготовка. Т.е. мы должны были проехать мимо Александро-Свирского монастыря, а без предварительного прочтения литературы было бы обидно пробежаться "по верхам" и умчаться дальше. Поэтому было принято решение просто поехать домой J

400 км. 14:35
Водопады на реке Тохманйоки, шоссе Сортавала-Вяртсиля, южная Карелия.

Едем обратно к Сортавала, начал задумываться о бензине. Как-то неудачно проезжаю все заправки, хочу залить 95 бензин, но на Лукойловской заправке в Сортавала его нет. Прикидываю, что бензина должно теоретически хватить до Приозерска.

Проезжаем "серпантин" между Сортавала и Лахденпохья. В Лахденпохье фотографируем кирку и новую церковь, дальше едем по асфальту через ст.Яккима и Ихала. Не доезжая Яккима обнаруживаю приличную Лукойловскую заправку с 95 бензином. Цена – 9 руб. Едем дальше. Особенно не торопясь и из осторожности не превышая 90 км/ч. Однако дорога живописна и не опасна. Однако узка.

500 км. 16:45
В 13км до Куркиёки кончается асфальт. За пару дней езды произошла адаптация и мы снизив скорость до 70-80 км/ч летим дальше в клубах пыли. Опасность представляют повороты: по песочку и камням можно ловко убраться в кювет. Повороты мы проходим осторожно, в два раза быстрее чем по дороге сюда J По дороге на Хийтола долго едем за грузовиком, в облаке пыли едва видим его, а сзади подпирают две машины с карельскими номерами. Минут через 10 понимаю, что отстав на 200-300 метров я только выиграю, решаю выйти из гонки. К тому времени одна машина уже куда-то исчезла, а вторая упрямо пыталась обогнать грузовик. На одном из крутых поворотов эти смелые (безумные) гонщики обошли его и скрылись вдали.

Снимаем дорогу на видеокамеру, однако при последующем просмотре почему-то все кажется медленным и скучным. Грохот гребенки почти не слышен. В Хийтоле останавливаемся снять гору-скалу с РЛС. До границы осталось около 10 км. Трясемся по гребенке, вот впереди начался асфальт. КПП мы проехали не снижая скорости, шлагбаум нам подняли издалека.

536 км
Делаем прощальное фото у указателя "Республика Карелия" в Березово.

543 км. 18:10
Поворот на Кузнечное, начался асфальт.

551 км
Останавливаемся у озера перед приозерским "серпантином", смыть пыль. Машина уже имеет маскировочную песчаную окраску пылью грунтовых дорог. Толстый слой лежит внутри. Перекладываем вещи, пытаемся поймать рыбу. "Перекур" на полтора часа.

551 км. 19:45
Едем к Приозерску, незаметно доезжаем до Лосево, потом до Сосново. К Агалатово поток уплотняется, начинаются гонки. После целого дня за рулем поведение устало-агрессивное. И это опасно.

700 км
Пост ГИБДД на въезде в город.

На пересечении Северного и Светлановского едва не влетаю в борт поворачивающего налево "бычка". Почему он решил меня не пропустить – не знаю. С визгом тормозов успеваю оттормозиться с 80 км/ч. Было бы обидно…

725 км. 22:15
Дома.

По пути в город Сортавала остался грунтовый участок километров в 50-60. Начинается грунтовка сразу за поворотом на Кузнечное, куски асфальта на границе и в населенных пунктах, заканчивается в 15 км за Куркиеки. Дальше асфальт.

Очень извилистая дорога:
шоссе за Приозерском – 10км,
грунтовка Хийтола-Куркиёки – 10км,
шоссе Раухала-Хаапалампи - 25 км.

Отличная дорога:
Агалотово - поворот на Керро,
Лосево – Приозерск,
Сортавала – Рускеала (почти автобан)

Вуори, ваара – гора
Мяки – холм
Йоки – река
Линна - крепость
Курки-йоки – журавлиная река

Мы руководствуемся двумя противоречивыми наставлениями.

Первое – это правила действующие на территории России: "Гиляревский Р. С., Старостин Б. А., Иностранные имена и названия в русском тексте: Справочник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1985. – С.236-244."

Второе – это принятые в 1958 г. Президиумом Верховного Совета Карельской АССР "Правила написания названий населенных мест Карельской АССР".

Эти справочники полностью противоречат друг другу. Например название Kurkijoki по российским правилам следует писать – Куркийоки, а по карельским – Куркиёки. Поэтому, мы когда готовим материал для публикации на территории Карелии – пользуемся карельскими правилами (Куркиёки), а в другой местности – то российскими (Куркийоки). Кстати, российские более естественные и учитывают существующую вековую традицию. Что касается склонения. На этот счет вообще отсутствуют какие-либо правила. В университете Йоенсуу нам посоветовали склонять только финские названия оканчивающиеся на –а – (Хиитола, Сортавала). Но мы поступаем следующим образом. Образуем словосочетания типа поселок Куркийоки, и склоняем первое слово (в поселке Куркийоки, из поселка Куркийоки, Куркиёкский краеведческий центр).

Поправки внесли Игорь и Марина Петровы.

Алексей Шварев
Северное Приладожье, август 2001.

P.S. Ваши комментарии и замечания к этому отчету можно опубликовать в конференции "Привал у обочины".

" AutoBanner System "
designer & webmaster & administrator : Victor Y.Loukyanov, e-mail : info@luca.ru
hosting : www.100mat.ru

Полное или частичное копирование или использование для публикации материалов сайта
разрешено при наличии ссылки на этот сайт и указании его, как источника используемых материалов.

| Главная | Конференция | Гостевая | E-mail |

Rambler's Top100 TopList HotLog